MENU

Выпуск 6

В майском номере журнала Фома №5 за 2022 года в рубрике «Культура» на страницах 68-73 помещён материал «Чехов: что мы упускаем, когда прочитываем его по школьным шаблонам». О смыслах его произведений, мимо которых мы часто проходим, размышляет учитель русского языка и литературы Ирина Гончаренко. В чём трагедия Ионыча? Что действительно происходит в сердце героя рассказа «О любви»? Что ищет Маша из «Трёх сестёр» и почему она не может этого обрести?

Марк Щеглов когда-то очень точно нашёл загадку воздействия Чехова на тех, кто им увлечён: «Не могу спокойно читать Чехова, кажется, не выдержу, умру, сожгу себя, и из пепла встанет лучший, в котором всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И, действительно, любят Чехова за это, за вдохновляющий призыв и сладкую тоску о себе лучшем. Чехова можно объяснить, только если перестать разграничивать литературу светскую и литературу православную. И тогда ты поймёшь, что вопрос о «главном в жизни» не решается у Антона Павловича на уровне здешнего, земного существования. Есть ли смысл в «светлом будущем»? А если не в нём, то в чём? Может быть, в труде? В гармоничной жизни на лоне природы? В романтической любви? И в рассказах  «Ионыч», «О любви», «Крыжовник» Чехов трижды отвечает «нет». Слова главного героя рассказа «О любви» о том, что любовь превыше всего, не является «главной мыслью» самого автора. Душой он всегда жаждал преображения, о котором говорит Евангелие. Ни идиллическая жизнь на лоне природы, ни самоотверженный труд, ни влюбленность не освободят человека от жажды, если он не нашёл Бога. Чехов горюет обо всех, кто бездарно прожил, кто убого живёт. Он не осуждает, он жалеет: «Ненавидь грех и люби грешника». Познакомьтесь с этим материалом.

Главная тема журнала «Знание-сила» №5 за 2022 год – «Зелёная энергетика – где мы будем послезавтра?» Человечество перейдёт к ней несомненно, так как иначе мы рискуем вымереть. Но в какие сроки это произойдёт, и как согласованно? Пример быстрого снижения выбросов углекислого газа в атмосферу решили показать страны Европейского союза, сделав ставку на возобновляемые источники энергии – ветер и солнечный свет, а кое-где и воду. Из опыта использования можно сделать вывод, что реальность внесла существенные коррективы. К началу 2020-х годов стало ясно, что планы по полному переходу были чересчур оптимистичными. Суммарной мощности, которую способны обеспечить ветряная и солнечная энергетика, оказалось недостаточно для замены обычных теплоэлектростанций, да ещё в условиях параллельного отказа от атомных электростанций в связи с их потенциальной опасностью. Над Европой замаячил призрак острого энергетического кризиса. Европейская комиссия решила включить в число «переходных» источников энергии газ и мирный атом. И этот переход планируется до 2045 года.  В обратную сторону решила двинуться и Япония, планирующая построить 22 огромные угольные ТЭС. Решение вынужденные, так как после трагедии Фукусимы страна отказывается от АЭС, а восполнять исчезающие мощности жизненно необходимо.

О перспективах и сложностях перехода к «зелёной энергетике», о том, можно ли к ней отнести современную атомную энергетику, о перспективах более чистой термоядерной энергетики можно прочитать на страницах 4-44.

На страницах 52-66 журнала «Наука и жизнь» №5  за 2022 год в рубрике «Размышления у книжной полки» опубликован материал Е. Берковича «Профессор Эйнштейн. Распространённые ошибки его биографов». Создатель теории относительности – яркая и привлекательная личность. Немудрено, что рассказывать о жизни Эйнштейна берутся порой люди, поверхностно знакомые с предметом. К сожалению, некоторые ошибки встречаются и в работах уважаемых авторов, не очень чётко представляющих себе особенности устройства научной жизни в Германии в XIX-XX веках. Наиболее часто упоминается, что он был профессором Берлинского университета. Но шанса стать им, даже если бы Эйнштейн и захотел, практически не существовало – ведь о его крещении никогда и речи не было, он открыто презирал тех, кто шёл на компромисс с совестью в вопросах веры. Необходимо заметить, что он никогда и не стремился им стать! Эта должность предполагает немалую педагогическую нагрузку, административные обязанности. Всё это, по убеждению учёного, отвлекает от главного дела, которому он служил всю жизнь, – научной работы, поиска законов природы, управляющих гармонией окружающего мира. А когда он был избран действительным членом физико-математического класса Королевской Академии, то 7 декабря 1913 года пишет в министерство, что с благодарностью принимает выбор Академии: «Но мысль о принятии выбора Академии меня ободряет, так как от человека не требуется ничего иного, кроме того, чтобы он все силы посвятил доброму делу; и к этому я чувствую себя вполне пригодным».

Как можно оценить все сбои у наиболее информированных биографов? На ум приходит совет мудрого Декарта: «Подвергай всё сомнению!» С этим советом охотно согласился бы и сам Эйнштейн.

 

Листала журналы Марчук Анна Васильевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 206
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх