В журнале «Вокруг света» №5 за 2023 год в рубрике «История» на страницах 64-69 помещён не совсем обычный материал «Неприкосновенный запас». История тушёнки и сгущёнки насчитывает чуть более двух веков. Мало кто сомневается в важности этого изобретения: теперь люди могут годами хранить «консервированную корову», точнее ‒ её молоко и мясо. Тысячелетиями единственным доступным людям способом сохранить мясо считалось соление и вяление. Но они радикально меняли вкус продукта. Всё изменил французский повар и кондитер Николя Аппер, который был озабочен вопросом долговременной сохранности пищи. Он закатывал продукты в стеклянные банки, герметично их закрывая, и долго кипятил в солёной воде при температуре 100 °С. Аппер и сам не понимал, почему действует его метод. Им создана первая в мире фабрика по производству консервированных продуктов. Это открытие сочли столь важным, что изобретателю была назначена премия в 12 тысяч франков. А далее эти консервы стали запаивать в металлические банки. И изобретение начало шагать по миру. Банки делались из железного листа, дно припаивалось к стенкам, а содержимое закладывалось через отверстие в крышке. Нелегко было открыть банку, иногда для этого требовалось долото и топор. Россия долго ввозила тушёнку из других стран, а первые производители искали выгодные контракты с военным министерством. В предреволюционные годы военные склады были забиты под завязку. Ещё более сложный путь проходила знаменитая сгущёнка, в СССР её выпускали первоначально только для армии, полярников и экспедиций. Хотя в глазах советского ребёнка сгущённое молоко было символом счастья и роскоши. Об удивительных продуктах, помогающих поддерживать здоровье и рацион питания, читайте в этой статье. На страницах 62-69 журнала «Наука и жизнь» №6 за 2023 год кандидат искусствоведения Елена Карпова приглашает в Русский музей Петербурга на выставку Леонида Шервуда, крупнейшего скульптура первой половины ХХ века. В целом его творчество мало знакомо. Ранние произведения этого автора практически не сохранены, и поэтому на выставке были представлены только их фотографии. Например, двухфигурная композиция «Хан и невольница», за которую он получил право на пенсионерскую поездку за границу, была утеряна в годы Великой Отечественной войны. Одним из первых значимых произведений стал монументальный бюст А.С. Пушкина, созданный в 1902 году для читальни и театра рабочих за Невской заставой. Автор писал: «В Пушкине я видел пламя. В композиции бюста с развевающимся плащом я хотел передать пластическую стихию пламени и одновременно выразить бурный творческий размах поэтического гения Пушкина». В числе лучших работ ‒ полуфигура писателя и публициста Глеба Успенского, с которым дружил Шервуд. Труднейшей задачей, как вспоминает скульптор, оказалось связать «бытовой» образ Глеба Ивановича «с его больной психикой, с его необыкновенными глазами, полными любви и сострадания к людям». Отличительными особенностями творчества Леонида Шервуда можно считать подчёркнутую эмоциональность и необычность художественных решений. Вглядитесь в эти лица, постойте рядом с памятниками великих людей. Хранение: ЦГБ.
Тема номера журнала «Родина» №6 за 2023 год ‒ Детское время. Она включает в себя несколько публикаций, которые приурочены ко Дню защиты детей. Первая – «Выпороть сына – это как полить виноград» – рассказывает об опыте воспитания подрастающего поколения на Руси. Церковь сыграла значительную роль в формировании модели семьи: любовь, почитание, уважение, послушание детей, покорность воле родителей, оказание им помощи и поддержки. Самым действенным методом воспитания считалось физическое наказание детей ‒ при том, что Церковь предостерегала от избыточной жестокости. Но в конфликтах правда всегда была на стороне родителей – повод задуматься потомкам. В статье «Ни для чего в свете не изменяй вере отцов твоих!» читатель узнает, о чём же не забывали говорить своим детям наши предки? Как давно мы не писали письма детям ‒ нет, не по строчке, не грозные послания, а длинные письма с советами, да такие, чтобы их хранили десятилетиями и передавали внукам. Неужели они были, эти письма? Когда мать или отец покрывали строчками страницу за страницей в надежде передать что-то важное, может – самого себя? Вряд ли получим от наших детей подобные письма. Мы просто отучились так писать и разговаривать. Письмо Семёна Лескова своему сыну, будущему писателю, не исчезло, не выброшено, а сохранилось и передавалось из рук в руки. «Выслушай меня и, что скажу, исполни: 1-е. Ни для чего на свете не изменяй вере отцов твоих. 2-е. Уважай от всей души твою мать до её гроба. 3-е. Люби вообще всех твоих ближних, никем не пренебрегай, не издевайся…» Нет ничего особенного в этих правилах, нет в них запредельной мудрости, но главное ‒ прямое обращение к ребёнку, как к «существу», которое «более прочих» занимало все «помышления». Далее на страницах 45-47 дневник блокадного школьника с ноября 1941 по февраль 1942 года «Десятиклассник Володя Беспалов: “Я готов съесть самого чёрта в ступе“». Нынешние читатели могут познакомиться с меню, включающее в себя дрожжевой суп и чёрные щи – варево, которое, кажется, невозможно съесть. А лакомством считался чёрный хлеб из ржаной муки, разбавленной на 4/5 дурандой, жмыхами и отрубями. Юноша формулирует для себя правило: «Не вешай нос!...Сильные люди развивают максимум энергии и изворотливости. Слабые сначала поют, затем впадают в апатию, плюют на всё, и это уже начало конца». Володя признаётся: «Никогда не думал, что так страшен голод. Я проклинаю свою привередливость и готов съесть самого чёрта в ступе». Как выжили, что ели, каковы были правила обмена – узнаете из первых уст. На страницах 18-24 журнала «Фома» №6 за 2023 год можно прочитать ответ диакона Игоря Цуканова на вопрос «Что мы можем сделать для усопших». Умер близкий человек. Можем ли мы помочь его душе, оказавшейся в совершенно новой и непривычной реальности? И что мы можем сделать? Усопшие ‒ они словно заснули ‒ поэтому и зовутся усопшими. И пока они спят, мы, бодрствующие, можем о них позаботиться. Православный взгляд на смерть отличается от светского. Дело не только в том, что христиане верят в загробную жизнь. Они вообще не проводят никакой границы между живыми и умершими. И те и другие соединены с вечно живым Христом. Первое, что мы можем сделать ‒ помолиться о нём Богу. На отпевании ‒ особой церковной службе ‒ все родные собираются вместе и просят Бога помиловать родную душу, принять её к себе. Можно раздать милостыню за усопшего, подать записку о поминовении на литургию, подать имена усопших для поминовения на сорокоуст, поставить свечу за упокой. К сожалению, все мы встречаемся со смертью близких. Как и почему надо делать то или иное действо, можем узнать из данной статьи. На страницах 75-84 в статье «“Соборяне“ Лескова» Виталий Каплан рассказывает, какие неожиданные вещи открыл для себя в этом «непонятном» романе. Николай Лесков хоть и знаменитый писатель, но не всеми понятый. Ему доставалось со всех сторон: «прогрессисты» обвиняли его в нападках на свободомыслие, «консерваторы» – в сдержанных отношениях к Российской Церкви. Такая же судьба и у его романа «Соборяне», в котором и пытается разобраться автор публикации. Впервые главным героем стал священник – и Лесков прослеживает взаимоотношения Церкви с властью и обществом. Писатель поднимает серьёзную злободневную тему: как получается, что во власть проникают стопроцентные эгоисты и циники? Грустный роман-хроника оставляет светлое впечатление, понимаешь, «что не только в романе Лескова, но и вообще в жизни зло торжествует лишь временно, …а итоге всё равно побеждает добро. Если не в этой жизни, так в будущей». Хранение: ЦГБ
Листала журналы Марчук Анна Васильевна, | |
Просмотров: 221 |