MENU

Выпуск 7

Тема журнала «Родина» №6 за 2022 год – 22 июня. И один из материалов посвящён выдающемуся теоретику космоса, который ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести в 1942 году – Юрию Кондратюку. Статья Анны Четвериковой на страницах 20 – 24  называется «Гений с обратной стороны Луны». В истории отечественной космонавтики  он – человек-невидимка. Не устаревшую и по сей день схему полёта к Луне молодой учёный рассчитал ещё в начале прошлого века, а имя его известно очень немногим. К его заслугам можно отнести способы запуска и торможения космических аппаратов, тепловая защита кораблей от нагревания, и звёздные зонтики, и солнечные батареи.

«Его вклад в космонавтику ещё не нашёл достаточного отражения в печати», – считает академик В. Глушко. Причина в том, что большую часть своей жизни гений-самоучка скрывался под чужими фамилией, именем, отчеством. Не будучи преступником, не имея ни перед кем ни грамма вины, Юрий Кондратюк имел все основания опасаться тюрьмы и расстрела. И сознательно перечеркнул заманчивые перспективы…

Почему же этот учёный проектирует амбар-зернохранилище без единого гвоздя, занимается созданием мощной ветроэлектростанции в Крыму на Ай-Петри, но отказывается от мечты всей своей жизни можно узнать из этого материала.

На страницах 74 – 82 «Литературный салон Родины»знакомит нас с гениальным поэтом Серебряного века – ВелимиромХлебниковым, последним пророком в своём Отечестве. Ведущий рубрики Вячеслав Недошивин называет его «кукушонком в чужих поэтических гнездах». Он сразу взлетел выше кружков и направлений. За год до смерти поэт написал: «Мы, стоя на глыбе будущего, даём такие законы, какие можно не слушать, но нельзя ослушаться. Они сделаны не из камня желания и страстей, а из камня времени…»

У Хлебникова много таких черт и поступков, каким нет объяснений. Это умение разговаривать без слов, писать иглой дикобраза, способность изжарить при отсутствии масла яичницу на расстеленной в сковородке газете. Нет объяснения и тому, что первой его публикацией была…научная статья. О кукушках! Но в литературу он, задира и буян в жизни, вошёл на цыпочках. Подымаясь по лестнице редакции журнала «Весна». «В комнате студент сел на край стула, снял фуражку, по-детски открыл рот и уставился на меня небесными глазами», – вспоминает Василий Каменский.
Его первый рассказ напечатают, а первый гонорар он спустил за час. Если для нас язык является инструментом, то для Хлебникова он – Вселенная. Уже тогда он говорил о связи времени и пространства, о влиянии лунных и солнечных циклов, о проблемах экологии, о завтрашнем дне радио и кино. А за четыре года до революции напишет: «Не стоит ли нам ждатьв 1917 году падения государства?»

Сам Велимир Хлебников называл себя «часовщиком человечества». Но интересовали его ни секунды или минуты – судьбы, поколения, века. «Я боюсь за тебя, – написала поэтесса Елена Гуро. – Я боюсь, как бы тебя не обидели люди». По сути, вся его жизнь – сплошная обида от непонимания, неумения приспособиться.

Как люди путешествовали, когда не было авиасообщения? Об этом можно узнать из статьи «Всемирный фарватер», размещённой на страницах 59-65 журнала «Вокруг света» №4 за 2022 год. Колумб проложил путь из Европы в Америку, но преодолевать его парусникам мешала стихия. В XIX веке благодаря пароходам появилось регулярное морское сообщение, которое началось с Атлантики и связало всю планету, став главным каналом перемещения людей. Первый массовый спрос появился именно на трансатлантические путешествия: США быстро развивались, и всё больше эмигрантов и предпринимателей из Старого Света устремлялись через «большую лужу».

Регулярное сообщение началось в 1818 году, когда из Ливерпуля в Нью-Йорк отправился парусник «Курир» с грузом и четырьмя пассажирами на борту. Идея привлекла других судовладельцев, появились конкуренты. Сначала соперники вели дикую схватку, но в 1844 году заключили соглашение о том, что будут отправлять корабли по определённым датам, не отбивая друг у друга клиентов. И именно тогда в обиход вошло слово «лайнер» – судно, которое передвигалось строго по графику и по определённому маршруту. Первым парусным лайнерам не хватало точности, так как из-за погоды путешествие могло затянуться. Канадский судовладелец Сэмюэл Кунард начинает строить паровые суда с мощными и надёжными двигателями. Неотъемлемой частью пассажирского судоходства становится приз «Голубая лента Атлантики», который подстёгивает преодолевать путь в рекордно короткий срок. Но погоня за рекордами часто становится причиной аварий и катастроф. Судовладельцы стремились не потерять доверие пассажиров. Ещё многие десятилетия трансатлантические пассажирские перевозки были главенствующими, пока в 60-х годах XX века стремительное развитие авиации не сделало их достоянием истории.

В журнале «Фома» №6 за 2022 год на страницах 70-72 размещён материал «Пуленепробиваемые стёкла, маршрут строго засекречен» о работе особой службы – Спецсвязи. Работа ее широко не афишируется. С деятельностью этого предприятия связано много всего, с чем мы сталкиваемся, не задумываясь, о «кухне» процесса. Как бюллетени оказываются на выборных участках, экзаменационные билеты в школах? Их привозят машины Спецсвязи. Святыни на выставку в музей, мощи, иконы доставляют тоже сотрудники этого предприятия. В тайне держится не только сам предмет, но и маршрут, по которому он следует.

Даже сами фельдъегери не знают, что именно перевозится в машине в запакованном ящике. Понятно, что условия перевозки должны быть особые. Подготовленную для транспортировки икону везут на бронированной машине с видеокамерами, алкоконтролем (если водитель выпил, машина с места не тронется!). Стёкла у машин пуленепробиваемые. Когда есть необходимость, сопровождающие вооружены боевым оружием. Как обычно упаковывают иконы, какой режим температуры и влажности соблюдается при транспортировки, что спасает от серьёзных ударов и вибраций можно узнать из данной статьи.

Рубрика «Главная тема» июньского номера журнала «Знание-сила» за 2022 год публикует статьи «Трудом своим явил Россию он во цвете», посвященные Петру I, достижениям его правления и упущенным возможностям, последствиям петровских реформ, повлиявших на жизнь нашей страны. 350 лет со дня рождения – значимая дата для российской истории. И хороший повод поговорить о жизни и делах первого императора.  Слишком он отличался и от своих предков и потомков. Царь-ремесленник, царь-мастеровой, не сторонившийся никакого труда. Царь-путешественник, который «был гостем у себя дома, исколесил широкую Русь из конца в конец». Царь-демократ, запросто общавшийся с людьми разного происхождения. Пожалуй, нет ни одной исторической личности, которая бы не вызывала столь противоречивые оценки его деятельности. Да, он «прорубил окно в Европу», дал толчок технологическому и промышленному развитию России, но никогда не задумывался о социальных переменах: облегчить положение крепостных, дать больше свободы, в большей степени опираться на закон. Как подвести итог его правлению? Это непростые вопросы. Много неожиданного, нового можно узнать, прочитав материалы на страницах 8-48.

 

Листала журналы Марчук Анна Васильевна,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки.

Просмотров: 296
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх