MENU

Выпуск 9

Главная тема журнала «Родина» №8 за 2024 год – 1000 лет Суздалю, древнему городу, прорвавшемуся к нам сквозь века непокорённым и молодым. Этому посвящены несколько публикаций. Одна из них «Дымов Отечества» на страницах 21-31 рассказывает о реформаторе Вадиме Дымове, который возвращает городу молодость. Послужной список самого Вадима длинный. Окончил суворовское училище, учился правоведению в университете, закончил магистратуру истфака МГУ. Занимается бизнесом, на его счёту компания по производству колбас, сети ресторанов и книжного магазина «Республика», мануфактуры «Дымов керамика» и гостевых домов. Живёт он между Москвой и Суздалем, который разбудил и расшевелил: «Именно здесь я ощутил себя русским человеком». Раньше была такая система общественного сознания, что человек понимал, что он и есть город, чувствовали реальную связь с городом, она вытекала из жизненного уклада. Дымов считает, что как человек он состоялся в армии, в суворовском училище. Оттуда и лучшие друзья, на всю жизнь. Он признаётся, что ему в жизни везло на людей, удавалось встретить человека, которого понимаешь с полуслова и быстро двигаться к цели. А Суздаль его околдовал. «И я включился в Суздаль по-настоящему. Затеял все не ради прибыли. Цель ставил иную: чтобы всё было основано на уважении к нашей истории… В юности думал, что невозможное – возможно, а с возрастом понял, что менять надо всё-таки то, что тебе по силам. Праздник пройдёт, а построенное и созданное останется. Здесь, на земле. Под небом голубым». 

На страницах 58-63 журнала в публикации Петра Базанова «Андрей Платонов: Я видел храбрейших людей, которые не могли слушать музыку – плакали…» представлены фронтовые заметки замечательного писателя, родившегося 125 лет назад. На Великую войну Платонов ушёл добровольцем в августе 1941, от рядового дослужился до майора. Воевал на подступах к столице, корреспондентом участвовал в Ржевской битве, на Курской дуге, партизанил в Белоруссии. Андрей Платонов «старательно вникает в войну», много ходит, видит много людей и общается с ними. Редакция для удобства расставила тематические подзаголовки: «Смерть», «Беженцы», «Первая бомбёжка», «Сталинград», «Героизм», «Юмор», «Концлагерь»… Вот лишь некоторые заметки из записных книжек писателя. О смерти: «И встаёт к жизни то, что должно быть, но не свершено: творчество, работа, подвиги, любовь, вся картина несбывшейся жизни, и что было бы, если бы она сбылась. Даётся мир, каков бы он был при деятельности погибших, – лучший мир, чем действительный: вот что погибает на войне – там убита возможность прогресса».

О совести: «В предсмертный миг часто бывает у солдата: проклятье всему миру-убийце и слёзы о самом себе, слёзы разлуки навек. Слеза одна, на две не было силы».

А мальчика, которому ещё не понятно забвение и вечная разлука писатель вспоминал часто: «А ты зачем отцовы валенки сменяла на картошку? – спросил сын у матери. – Отца и так немцы убили, ему плохо теперь, а ты рубашку его променяла и валенки».

На страницах 64-67 Вячеслав Недошивин пишет о Борисе Житкове: «Светлая судьба под «чёрными парусами». Почему роман удивительного писателя, опубликованный после его смерти, может переписать историю русской литературы? Грандиозный роман «Виктор Вавич» Житков начал писать ещё в двадцатых годах прошлого века, но при жизни его не увидел. Сорок печатных листов, рассказывающих о 1905 годе, о нравственном падении околоточного Вавича, о том, как люди трусят, влюбляются, «слабеют или сильнеют», о том, как «просто стать подлецом из высших побуждений». Современные критики называют это произведение «большим русским романом, масштаба «Живаго», но лучше, много лучше!» 

С первого игрушечного парусника, в трюме которого прятались невидимые человечки, Житков понял, что мир гораздо сложнее мечты и почти невозможно докопаться до ответа, как же устроен шедевр. С детства писал стихи, играл на скрипке Моцарта и Баха, прилично рисовал, знал звёздное небо и даже освоил в портовой мастерской станки, за что его уже в 13 лет величали Борисом Степановичем. Студентом построил яхту «Секрет», сдал экзамен на штурмана дальнего плавания, и после окончания университета две кафедры предложили ему преподавать. Увлёкшись балетом, под руководством Нижинского ставил танцевальные номера в «Фаусте» и «Жизни за царя». Всерьёз изучал фауну, модную фотографию и дрессировал животных – смог приручить волка! Во время практики ушёл в кругосветку на грузовом судне. Бианки его звал «Вечным Колумбом». Серьёзная биография, согласитесь?

Вошёл Житков и в литературу. Писал о детях, о и «идущей шёпотом» жизни их, но детским писателем себя не считал. «Главное моё дело – правда, самая подлинная… Чтоб ни шагу в сторону даже в темноте».

Хранение: ЦГБ, БФ №1

Главная тема журнала «Знание-сила» № 8 за 2024 год – Первая мировая война, начавшаяся 110 лет назад. О Великой войне, именно так её называли в Европе, правду начали узнавать только в конце 1980-х годов прошлого века. Первая мировая имеет своих героев и своих подлецов. В истории нашей страны эта война оставила глубокий след. Что чувствовали и что думали люди, участвовавшие в военных действиях или находившиеся в тылу? Узнать об этом помогут воспоминания, дневниковые записи и литературные произведения участников тех событий. Военными корреспондентами отправились на фронт многие деятели культуры – Валерий Брюсов, Алексей Толстой, Фёдор Крюков. Поэт Николай Гумилёв с немалым трудом попал в действующую армию и участвовал в боях. Он вёл дневники, в 17 выпусках «Биржевых новостей» опубликовал «Записки кавалериста».

…И залитые кровью недели

Ослепительны и легки,

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Публикации дневников и писем солдат и унтер-офицеров из действующей армии велись с самого начала военных действий. «Нервная дрожь исчезает, я прихожу в ярость и без всякого сострадания палю в неприятеля…А он всё подступает и всё ложится. Я не понимаю вражеского маневра. Но что мне он сейчас? Я занимаю удачную позицию и кошу его…»

Интересны и воспоминания Ивана Фёдоровича Яковлева, выходца из крестьянской семьи. Выцветшая тетрадка из 30 листов, скрепленных металлическими скобами, исписана мелким почерком. Что писали современники тех событий, какие фильмы снимали – читайте на страницах 4 -42 несколько публикаций «Первая мировая от первого лица».

Хранение: ЦГБ

Авторы журнала «Вокруг света» № 7-8 за 2024 год рассказывают о самой известной и загадочной жидкости на земле – воде. На страницах 32-40 Мария Белоковыльская в статье «Всё течёт, всё меняется» повествует о жизни на берегах Амазонки. В крупный бразильский штат Амазонас входит 62 города, но только до 12 из них можно добраться по суше. Все остальные отрезаны от цивилизации рекой – главной хозяйкой положения. До самых отдалённых добираются неделю-полторы. «Многие туристы думают, что в джунглях есть интернет», – усмехается гид Луис. Река для местных жителей не просто поток воды, это их дом, а стены этого дома – величайший тропический лес. Лодки курсируют по расписанию, как наши маршрутки, делая остановки, чтобы высадить пассажиров. Со всех населённых пунктов каждое утро детей собирают жёлтые школьные лодки. В столице штата Манаусе находится самый эклетический театр в мире: розовый фасад в неоклассическом стиле увенчан куполом, покрытым яркой мозаикой. Кажется, что он приделан случайно – эта особенность делает Театро Амазонас узнаваемым. Материалы для театра везли со всей Европы: французская мебель, итальянский мрамор, стекло с острова Мурано… Плантаторы могли позволить себе воплощать самые амбициозные идеи. На открытии театра в 1896 году пел Энрико Карузо, в Манаусе танцевала Анна Павлова. Пройдясь по мостовой, вы не услышите стука каблуков – она сделана из каучука.

В статье «Аква инкогнита» Алексей Тимошенко на страницах 60-66 пробует раскрыть все тайны единственного на земле вещества, которое существует сразу в трёх состояниях. Вода – это не «просто вода». Все происходящие в ней процессы предстоит ещё изучать и изучать. Почему озёра и реки не промерзают до дна? Почему из одного литра воды и одного литра спирта получается 1,92 л смеси? Сколько загадок таит в себе обычная вода! Сугробы тают неделями даже при плюсовой температуре. Лёд сам выделяет тепло и замедляет процесс замерзания водоёма. А облако, в котором пар превращается в капельки воды, по выделению тепла сопоставимо с ядерным взрывом! Только взрыв моментальный, а ливень может длиться несколько часов. Это привычное для нас вещество приготовило много непростых задач для учёных.

Хранение: ЦГБ

 

В августовском номере журнала «Караван историй» 2024 года на страницах 152-169 опубликован материал о летних театрах Российской империи «Лето, лето, сказочное лето! От чудес кружится голова…».

100-120 лет назад жители Москвы и Петербурга летом покидали города и селились на дачах. Дачники ехали не выращивать овощи и фрукты, а жить на природе. Дамы брали с собой лучшие наряды. Они хотели иметь все городские развлечения, в том числе и театр. Летние театры вскоре достигли такой популярности, что их открывали почти в каждом дачном поселке. И были среди них поистине легендарные.

Первый из них – летний театр в Малаховке на 500 мест, который отстроил меценат Павел Соколов в 1911 году. Он был выполнен в стиле модерн с настоящей глубокой сценой, с местом для оркестра, с партером, где проводили балы. Соколов даже построил свою электростанцию. Театральная труппа показывала известные спектакли, их было около 500. На премьеру поездом съезжалась московская публика – вёз её паровозик «Кукушка».

Курский театр купеческого собрания был рассчитан на 300 мест в партере, 150 на балконе и даже 20 лож. Сцена вращающаяся, удобное помещение для оркестра и гримерки для артистов. Зрители приходили заранее, прогуливались по саду, полному зелени и цветов. На гастроли приезжали труппы с Москвы и Петербурга. Театр работал после войны, но постепенно ветшал и был заброшен.

Но столицей летнего театра были окрестности Петербурга. Самым известным был театр в Красном Селе, где располагались гвардейцы. Сюда приезжали очень известные актёры столичных трупп. Были очень распространены и домашние театры в загородных поместьях. К постановкам долго готовились, создавался реквизит, музыкальное оформление. Сколько людей, мечтавших о карьере актёра, нашли себя в этих спектаклях!. Сколько крепостных актёров получали вольную и потом играли в Императорских театрах. Все, кто ставил любительские спектакли на дачах, создавал летние театры в посёлках, стояли у истоков того наследия, которое мы имеем. Его надо сохранить!

Хранение: ЦГБ

 

Листала журналы Тимченко Лариса Григорьевна,
 главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 50
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх