Поздравляем с Днём знаний, с началом нового учебного года! Электронный дневник и журнал, интерактивная доска, общение через социальные сети в интернете – современных школьников этим не удивишь. А всегда ли школа была такой? Что означает слово «школа», кто придумал каникулы, кто такие «однокашники» и как ходить в школу с удовольствием? Вас ждёт познавательное путешествие в школьную историю. Литвяк, Елена. История школы : про парты, перья и тетрадки : [для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Елена Литвяк ; художник Елена Поповская. – Москва : Настя и Никита, 2018. – 23, [1] c. : цв. ил. ; 27 см. – (Настя и Никита ; вып. 168). Как учились дети сто, двести, пятьсот лет назад? Когда появились первые школы? Давайте перенесёмся на шестьдесят веков назад, в Древний Египет, во времена, когда правили фараоны. Возможность посещать школу, расположенную при храме имели не все, а только сыновья государственных деятелей. Поступали в школу в возрасте пяти лет, изучали счёт, чтение и письмо. Запоминали иероглифы, а их было около семисот, которые обозначали звук, слово, а иногда и целое словосочетание. Цифры записывали знаками: одна тысяча – один стебель тростника, сотня – одна свёрнутая верёвка, один десяток – один посох, единица – одна палочка. Для письма использовали папирусные свитки, на которых писали заострённой тростниковой палочкой. Дисциплина была очень строгая, за любую провинность и шалость учеников наказывали. «Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его…» После двенадцатилетнего обучения юноши считались мудрецами и занимали должности при дворе фараона. Слово «школа» придумали древние греки около трёх тысяч лет назад. Будете очень удивлены, но оно означает «отдых, свободное времяпровождение». Подробное объяснение ищите в книге. С тех пор многое изменилось. Появились печатные бумажные учебники, птичьи перья заменили на металлические. Пять веков назад стали строить специальные здания для учебных заведений. В России первая гимназия появилась в 1726 году в Санкт-Петербурге. Постепенно в каждом городе стали открываться мужские и женские гимназии, потому что мальчики и девочки учились раздельно. Триста лет назад придумали «бальники», куда учителя ставили оценки за учёбу и поведение, а родители могли увидеть достижения детей. А когда появились первые тетради, кто придумал каникулы, для чего в школе пользовались перочинным ножом и зачем однокашники ели кашу? Читайте книгу Елены Литвяк «История школы: про парты, перья и тетрадки».
Лукьянова, И. В. Парта, фартук, два труда. История школы в России / написала Ирина Лукьянова ; нарисовала Нина Кузьмина. – Москва : РОСМЭН, 2020. – 95, [1] с. : цв. ил. ; 26 см. В этой книге воспоминания о школе, в которой учились ваши бабушки и дедушки. Где ты любишь сидеть в классе: за первой партой, у окна или на «камчатке»? «В классах стояли настоящие парты: столы с наклонной поверхностью с отверстием для чернильницы и откидной крышкой. Стол соединялся со скамьёй. Парты были тяжёлые, а с их наклонной поверхности всё съезжало вниз. Детей учили сидеть прямо, а тетрадку класть косо, чтобы писать с красивым наклоном». Тетради были у всех одинаковые, чаще всего с зелёной обложкой. До 1964 года на уроках «Чистописания» дети учились писать идеальные буквы металлическим пером, макая его в чернильницу. Перья сменили шариковые ручки, ими писать было намного проще и не было клякс от чернил. Определённая форма одежды для учёбы появилась в восемнадцатом веке у воспитанников военных корпусов. Затем форму одели девочки, когда открылся Смольный институт благородных девиц. В двадцатом веке школьную форму несколько раз отменяли. Сейчас каждая школа сама решает вопрос о введении формы одежды учеников. Вы видели фотографии своих родителей, бабушек и дедушек в школьной форме? Во все времена дети шалили. Родители говорят, что они были самыми прилежными учениками? Возможно, но чем же тогда они занимались на переменах? Ведь после долгого сидения на уроке, хочется побегать, пошуметь, потолкаться. В начальных классах дети играли в «Колечко-колечко», «Ручеёк», «Море волнуется раз». В средних – обменивались лишними коллекционными экземплярами фантиков, марок, вкладышами от жвачек. Девочки заполняли песенники или личные анкеты, рисовали, плели браслетики. Кто такие пионеры и пионерские отряды, зачем рисовали стенгазету, что изучали на уроке НВП, как сделать из носового платка танцующего человечка – об этом и многом другом вспоминает автор книги Ирина Лукьянова и известные детские писатели.
Чеснова, И. Е. Как ходить в школу с удовольствием : [для младшего и среднего школьного возраста] / И. Чеснова ; художник Муся Кудрявцева. – Москва : АСТ, Аванта, 2019. – 63, [1] с. : цв. ил. ; 21 см. – (Каждый ребенок желает знать). И кто только придумал ходить в школу каждый день? Этот вопрос возникает не один раз у каждого школьника. Да, учёба – это тяжёлый труд. Автор книги Ирина Чеснова поможет разобраться и понять, как преодолеть трудности в учёбе, отношениях с одноклассниками и учителями. Что главное в учёбе? Получить новые знания, открыть в себе талант, способность, научиться общаться с разными людьми, дружить. К сожалению, без трудностей и неудач не бывает пути к успеху. Но всё зависит от того, как к этому относиться. «Неудачи тоже бывают нужны – они помогают нам взрослеть и развиваться. Тренировать в себе упорство. Не сдаваться. Даже в море ошибок есть островок успеха. Найди его!» Например, написанный тобою текст по русскому языку трудно разобрать, буквы «пляшут вкривь и вкось», зато на уроке физкультуры бегаешь быстрее всех. Похвали себя за это и начни работать над тем, что удаётся менее хорошо. В книге автор даёт советы, как научиться писать красиво. Зачем задают домашнее задание? Ведь на уроке учитель всё подробно разъяснил, показал, а ученики записали в тетрадь. Новую информацию, действия невозможно запомнить без повторения, поэтому домашняя работа помогает закрепить новую информацию. Но бывает так, что на уроке всё понятно, а во время выполнения домашнего задания выясняется, что ничего не понимаешь. Как ты поступишь? Закроешь тетрадь со словами: «Это очень сложно, у меня не получится», или попросишь родителей помочь, и вы вместе разберёте трудное задание? В зависимости от выбранного варианта, можно сказать, воспитано ли у тебя чувство ответственности. Иногда не складываются отношения с одноклассниками. Необходимо помнить, что все люди разные и быть со всеми друзьями невозможно. «Даже если с кем-то у тебя не очень хорошие отношения, это не повод обзываться и обижать друг друга. Это больно. А делать больно нельзя. По-настоящему довольный собой и уверенный человек никогда не будет высмеивать других». Книга поможет перестать бояться отвечать у доски, научиться прилагать усилия, победить лень. Совет автора «Как съесть слона?» поможет справиться со сложным и большим заданием. «Учёбу можно сравнить с путешествием на велосипеде: где-то ты будешь катиться легко и с ветерком, где-то будешь забираться в гору, усердно крутя педали и вытирая пот со лба, где-то на кочку наедешь, где-то угодишь в яму или даже канаву – придётся выбираться, да ещё и на помощь кого-то звать. Так что здесь, как и в любом путешествии, нужно быть готовым ко всему, в том числе и к временным неудачам и трудностям».
Драгунский, В. Ю. Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах : [для младшего школьного возраста : 6+] / В. Драгунский ; художник Гета Белоголовская. – Москва : ОНИКС-ЛИТ, 2019. – 60, [4] с. : цв. ил. ; 22 см. – (Школьные истории). «Школа – это целая жизнь, а не просто уроки, контрольные и родительские собрания. В школе учатся гораздо более важным вещам, чем математика и литература: в школе учатся дружить». Главные герои – мальчик Денис Кораблёв и его лучший друг Миша Слонов. С ними постоянно происходят невероятные истории, хотя друзья честно стараются в них не попадать. Однажды они так увлеклись игрой в хоккей, что совсем забыли, что давно пора быть на уроках. И пока бежали до школы, пытались придумать причину опоздания. Версий было две – спасение девочки во время пожара и спасение мальчика из-подо льда. Решить, какую версию рассказывать учительнице, мальчики не успели, потому что гардеробщица тётя Паша забрала Мишку, чтобы пришить ему пуговицы. Совпала ли причина опоздания в рассказах Дениса и его друга? «Хотя мне уже идёт десятый год, я только вчера догадался, что уроки всё-таки надо учить. Любишь не любишь, хочешь не хочешь, лень тебе или не лень, а учить уроки надо. Это закон. А то можно в такую историю вляпаться, что своих не узнаешь». Вместо выполнения домашнего задания – выучить отрывок стихотворения Некрасова и названия главных рек Америки, Дениска запускал в космос воздушного змея. А на уроке, конечно же, его вызвали к доске. Урок закончился громким смехом всего класса, даже Раиса Ивановна смеялась до слёз. Что произошло, почему было весело всем, кроме Дениса? Книга состоит из небольших рассказов о невероятных случаях, происходящих с друзьями. У главного героя Дениски есть реальный прототип – это сын писателя Виктора Драгунского. По мотивам произведений снято более десяти художественных фильмов и даже есть эпизоды в киножурнале «Ералаш».
Скоро и этот учебный год станет историей. А пока желаем вам удачи и хороших отметок! Приходите к нам в библиотеку, читайте книги и журналы. Ученица «А» класса | |
Просмотров: 359 |