То, что сейчас кажется нам привычным, несколько столетий назад было удивительным и необычным. Отчего появляется радуга, почему юла крутится, как двигаются планеты и почему яблоко падает вниз? Ответы на эти, как нам сейчас кажется, простые вопросы в своё время стали научными открытиями. Давайте узнаем об удивительных открытиях привычных вещей. Пегов, Михаил. Николай Коперник. Остановивший Солнце, сдвинувший Землю : [для младшего школьного возраста] / Михаил Пегов ; художник Владимир Голубев. – Москва : Настя и Никита, 2023. – 22, [2] с. : цв. ил. ; 27 см. – (История изобретений и открытий). Врач, инженер, экономист, великий астроном – всё это Николай Коперник. Он появился на свет в 73 году пятнадцатого века в Королевстве Польском. В десять лет остался сиротой, и в дальнейшем его воспитывал дядя. Образованием мальчика занимались лучшие учителя города, затем будущий учёный продолжил учиться в Краковском университете и в Болонском университете в Италии. Здесь он занимался любимой астрономией, литературой, живописью, медициной. По возвращении на родину, в Вармию, Коперник «стал весьма уважаемым в Польше врачом. А также был чиновником, дипломатом, священником, инженером и судьёй, картографом и экономистом». Спроектировал в родном городе первый в мире напорный водопровод. Несмотря на важные государственные дела, Николай Коперник никогда не переставал заниматься астрономией. «Ещё студентом задумал он навести на небе «порядок». Это было очень важное дело, потому что шестнадцатый век был веком больших географических открытий. Для ориентирования в море и на суше были необходимы более точные звёздные карты. До этого времени считалось, что Земля стоит на месте, а Солнце вращается вокруг неё. «А как иначе?! Это же так очевидно! Каждый видит, что утром солнце поднимается над горизонтом и весь день плывёт по небу, чтобы к вечеру снова уйти за горизонт». Представление о том, что центром мира является Земля – о геоцентрической системе мира – обосновал древнегреческий астроном Клавдий Птолемей. Изучив труды Птолемея, Коперник понял, что эта версия ошибочна. Сорок лет учёный «следил за движением небесных тел, проверял и перепроверял результаты наблюдений, составлял чертежи и расчётные таблицы». Вы тоже можете понаблюдать за движением планет и метеоритами – условия и необходимые инструменты описаны в книге. Что же является центром нашего мира?
Пегов, Михаил. Исаак Ньютон, которому на голову упало яблоко : [для младшего школьного возраста] / Михаил Пегов ; художник Наталья Новосвитская. – Москва : Настя и Никита, 2021. – 24 с. : цв. ил. ; 27 см. – (История изобретений и открытий). Триста восемьдесят два года назад в семье английского фермера родился мальчик. Родители хотели, чтобы он продолжил их дело, но Исаака Ньютона ожидало более увлекательное будущее. Это стало понятно, когда он учился ещё в школе. «Пытливый ум и умелые руки мальчика, увлечённо мастерившего хитроумные механические игрушки, модели мельниц, солнечные и водяные часы» заметили родные и разрешили продолжить учёбу в Кембриджском университете. Особенно юноше нравилась физика – «наука, изучающая самые главные законы природы. «Физика» так и переводится с древнегреческого языка – «природа». Вы знаете, как появляется радуга и почему в ней семь цветов? Это было одно из первых открытий Исаака Ньютона – разложение «прозрачного» света на спектр цветов. Можете повторить этот опыт дома, инструкцию найдёте в книге. Опыт совсем не сложный, но очень важный даже сейчас, в современном мире. С тринадцатого века путешественники, мореплаватели и даже астрономы использовали подзорные трубы. Галилео Галилей создал первый телескоп, но он был более одного метра в длину. Им можно было рассмотреть поверхность Луны, но хотелось узнать и увидеть дальше. «Телескоп польского учёного Яна Гевелия был уже целых 50 метров длиной, поэтому висел на толстенных канатах на высоком столбе!» Но даже при таких масштабах эти инструменты были простой конструкции и давали размытое изображение. Исаак Ньютон сконструировал зеркальный телескоп. Кстати, этот телескоп позже усовершенствовал русский учёный Михаил Ломоносов и открыл атмосферу на Венере. При построении любых механических агрегатов, особенно при создании машин, важно учитывать главные законы движения. А открыл их Ньютон в 1687 году. Например, первый закон: «лежит на земле камешек – пребывает в состоянии покоя. Подействуйте на него, подтолкните носком ботинка, и он покатится. А если не подтолкнуть, состояние камешка не изменится». Вот так всё просто выглядит со стороны. Но это надо было заметить, проверить, сформулировать и подтвердить не один раз. Ещё с двумя законами механики вы познакомитесь в книге, а также узнаете, как связаны цвета спектра и музыкальные ноты и почему капли дождя не висят в воздухе. «До Исаака Ньютона учёные только предполагали, как устроен мир, по каким законам природа существует и развивается. Он же открыл эти законы, точно их сформулировал, помог людям по-новому взглянуть на окружающий их мир».
Артемкина, Дина. Софья Ковалевская. Принцесса математики : [для младшего школьного возраста] / Дина Артемкина ; художник Ольга Салль. – Москва : Настя и Никита, 2023. – 23, [1] с. : цв. ил. ; 27 см. – (История изобретений и открытий). До девятнадцатого века право учиться в университете имели только мальчики. Девочки обучались дома и изучали только те предметы, которые могли понадобиться для ведения домашнего хозяйства – немного математики, иностранные языки, литература, музыка, рукоделие. В 1850 году в Москве родилась девочка Софья. Её образованием и воспитанием занималась гувернантка: литература, игра на фортепиано, этикет, физическое закаливание, длительные прогулки. Софья любила читать и много времени проводила в домашней библиотеке. Первые серьёзные разговоры о науках у девочки были с её дядей. Он пересказывал ей научные статьи «о квадратуре круга, о бесконечности и об «асимптотах, к которым кривая постоянно приближается, никогда их не достигая». Из его рассказов выходило, что математика – высшая наука, а посвящённым в неё открывается новый таинственный мир». А однажды Софья обнаружила на стенах одной из комнат математические лекции. Их приклеили при ремонте вместо обоев. Девочке нравилось их рассматривать. Она пыталась определить последовательность листов, разгадать формулы и решения. Конечно, было непонятно, но в памяти многое сохранилось. Когда пришло время заниматься с учителем, арифметика не понравилась Софье: «не было волшебства, всё было несложно, но скучно». Но это было в начале, а когда учитель решил, что девочка может познакомиться с алгеброй Бурдона, которую изучали студенты университетов, стало намного интереснее. Позже Софья сама изучила книгу «Элементарный курс физики», разобралась в непонятных определения и формулах. Автор книги, профессор Тырнов, при встрече с Софьей был поражён её способностями и попросил её отца «обязательно учить её высшей математике». Так девушке открылся мир чисел. Выйдя замуж, Софья решила получить медицинское образование. Но математика её не отпускала. И она добилась своего! В 24 года Софье присвоили «степень доктора философии по математике и магистра изящных искусств». В 33 года она стала первой в мире женщиной-профессором. Несколько лет Софья Ковалевская билась с задачей под названием «математическая русалка», но смогла решить и её. Что это за задача и как она связана с детской игрушкой юлой – читайте в книге. Хранение: ЦДБ.
Приходите в библиотеки города. Здесь вас ждёт немало открытий!
Елена Коврова, | |
Просмотров: 21 |