Всё, чем мы пользуемся в жизни, кем-то когда-то было придумано. Со временем эти вещи усовершенствовались. Бывает, что неизвестно имя того, кто первый изобрел, к примеру, колесо или гвоздь. Но есть вещи, история которых точно известна. Предлагаем вам совершить познавательное путешествие в историю изобретений, изменивших жизнь людей. Друговейко, Ксения. История водопровода : [для среднего школьного возраста] / Ксения Друговейко ; художник Alisa Wolf. – Санкт-Петербург : Качели, 2018. – 20, [4] с. ; 28 см. – (Сто тысяч почему). Откуда вы в доме берёте воду? Правильно, из водопровода. А можете представить его конструкцию и как вода попадает из источника в кран? В древности человеку приходилось ходить за водой на реку, родник и носить воду домой. В любую погоду и не по одному ведру. Вода необходима для приготовления еды, питья, стирки, мытья и для того чтобы напоить домашних животных. А если человек выращивает ещё овощи и фрукты и нужна вода для полива? Доставка в дом воды требовала немало усилий. На Руси первые водопроводы, если их можно так называть, появились ещё в древности. Когда враги осаждали город, у жителей, конечно, возникали проблемы с водой. Без воды город долго не мог противостоять осаде, и приходилось сдаваться неприятелю. Тогда мастера научились прокладывать к источникам тайные колодцы и тоннели. Первый известный историкам водопровод появился в XI веке в Новгороде. В XIV веке водопровод был проведён в крепости Московского Кремля.«Вода, которую брали из Москвы-реки, шла самотёком по трубе в белокаменный колодец Водовзводной башни. Оттуда с помощью лошадей и водоподъёмной машины её поднимали в напорной резервуар той же башни, а потом по свинцовым трубам отправляли в разных направлениях: на Кормовой, Сытный, Конюшенный, Хлебный и Потешный дворы, на поварни и в «верхние сады» кремлёвских крыш». Главное «одомашнивание» воды началось во времена Петра I, почти триста лет назад. При строительстве Санкт-Петербурга создавались укреплённые каналы и набережные. А самого царя увлекли фонтаны. Под его руководством была создана система водоснабжения Петергофа и Царского Села. В конце XIX века московский водопровод оснастили паровыми машинами. А в начале XX-го – построили несколько водопроводных станций. Сейчас человек может наладить подачу воды даже в пустынях – например, с помощью «канатной» системы. Древнейший такой канат, ему уже три тысячи лет, до сих пор работает и обеспечивает водой почти сорок тысяч человек. Сведения о том, где он находится и как действует, вы найдёте в книге «История водопровода». А ещё там же узнаете о водопроводе Древнего Рима; о том, почему в Средних веках люди были грязнулями и как очищают водопроводную воду.
Дубровский, Андрей. Вам письмо! История почты от скороходов до интернета : [для среднего школьного возраста] / Андрей Дубровский ; художник Ирина Семикина. – Санкт-Петербург : Качели, 2018. – 22, [2] с. ; 28 см. – (Сто тысяч почему). Андрей Дубровский – историк, преподавал в университете, а сейчас работает в школе и пишет для детей познавательные исторические книги. Как вы общаетесь с друзьями, когда находитесь не рядом? Сообщения по телефону, звонки, электронная почта… А знаете, как ваши бабушки и дедушки передавали информацию до появления интернета и мобильных телефонов? Отправляли почтой друг другу бумажные письма и телеграммы. Слово «почта» произошло от латинского«posita». В Древнем Риме, указывая на карте или документе расположение почтовой станции, писали: «Statio posita in…»(«Станция, расположенная в таком-то месте…») На Руси «почтовая служба» появилась во время монгольского нашествия. Почтовую станцию называли ямом (от тюркско-татарского слова «ям» – «дорога»), а гонца – ямщиком. В XVII веке у ямщиков появляется своя форма –«зелёные кафтаны с нашитыми на них красными двуглавыми орлами. С собой они имели почтовый рожок, чтобы предупреждать о своём приближении и сгонять с дороги зазевавшихся пешеходов. Отныне ямщики стали называться почтарями». Постепенно почтовых гонцов заменили почтовые кареты. Они перевозили не только государственную почту, но и частные письма. Для армии была организована военно-полевая почта. Солдаты могли отправить письмо домой с места службы, а не искать почту поблизости. Была даже «фруктовая» почта – она привозила из южных городов в Петербург виноград, арбузы, дыни. Два века назад время пересылки корреспонденции сократилось в несколько раз – на помощь почте пришли паровозы и пароходы. Тогда же был изобретён телеграф (в 1832 году), телефон (1876 год) и радио (1895 год). А знаете, что было до почты или когда люди ещё не имели письменности? Приходилось общаться с помощью звуков, которые распространялись на большие расстояния. Неет, древние люди не кричали друг другу в рупор. В Африке и Южной Америке для этого использовали большие деревянные барабаны – тамтамы, а жители Канарских островов свистели, копируя речь. Индейцы Северной Америки передавали сообщения с помощью дыма от костра. Они умели делать цветной дым, добавляя в огонь разные травы и специальные минералы. Разные цвета дыма обозначали определённую информацию, например, предупреждение об опасности – с какой стороны идёт враг. Так воины даже могли согласовать совместные боевые действия. Про голубиную почту вы наверняка слышали. А про воробьиную или воронью? Знаете, как связан марафонский бег с почтой? А что такое «почта мясников»? Обо всём этом и о том, как передавали вести в Древнем Востоке и Средних веках, читайте в книге «Вам письмо! История почты от скороходов до интернета».
Дубровский, Андрей. Русские умельцы. Механических чудес изобретатели : [для среднего школьного возраста] / Андрей Дубровский ; художник Вера Рогожникова. – Санкт-Петербург : Качели, 2018. – 22, [2] с. ; 28 см. – (Сто тысяч почему). Современных людей уже мало чем можно удивить – технические новшества появляются чуть ли не каждый день. А вот двести или триста лет назад, когда не было электричества, автомобилей и самолётов, создание простых механизмов (какими они могут нам показаться сейчас) было удивительным событием! В XVIII веке русский изобретатель Терентий Волосков придумал небольшой телескоп, а затем на основе своих наблюдений за Солнцем, Луной и звездами в течение 11 лет конструировал астрономические часы. Они показывали фазы Луны, ход Солнца, знаки Зодиака, дату. Жил Терентий в маленьком городке, и о часах мало кто знал. Но однажды поэт и писатель Фёдор Глинка, путешествуя по России, заехал в Ржев, где и увидел это чудо: «Там движется серебряная Луна со всеми её изменениями (фазами), там протекает золотое Солнце по голубому горизонту, который сжимается и распространяется по мере прибавления или умаления дня. Захотите ли узнать о настоящем годе, месяце, числе, о том, в каком положении Луна или в каком знаке небесного пути находится Солнце, взгляните только на часы и тотчас всё это увидите». Сейчас часы находятся в Тверском краеведческом музее. Другой учёный, Андрей Нартов, очень любил придумывать разные токарные станки (машины для обработки резанием вращающихся заготовок из древесины или металла). Андрея заметил царь Пётр I и пригласил его в Петербург в личную мастерскую. Там изобретатель создал штамповочные прессы, новый и самый знаменитый универсальный токарно-копировальный станок с автоматическим суппортом (подробное описание этого агрегата найдёте в книге). Рядом с Петропавловской крепостью были созданы «секретные палаты» – лаборатория, в которой он делал изобретения для артиллерии. И вот что Андрей Константинович там напридумывал: скорострельную артиллерийскую установку, подъёмный винт для наведения пушки и первый в мире оптический прицел! Наверняка вы слышали фамилию Кулибин. Нет? Знакомьтесь – Иван Петрович Кулибин, знаменитый изобретатель-самоучка. Жил более двухсот лет назад. И первый же придуманный им механизм – часы-яйцо с несколькими мелодиями, под которые передвигались миниатюрные фигурки, – принёс мастеру известность. Эта игрушка была подарена императрице Екатерине II, и Ивана пригласили в механическую мастерскую при Петербургской академии наук. 240 лет назад Кулибин продемонстрировал своё новое изобретение – «чудо-фонарь». Современное название – прожектор. Это сейчас в осветительных приборах используют лампочки, а тогда были только свечи. «Свет (от свечей) отражался в вогнутой «тарелке», состоявшей из множества маленьких зеркал, в результате чего получался яркий, направленный далеко вперёд луч света».Иван мечтал, чтобы чудо-фонари применялись для освещения улиц. Но их использовали только владельцы карет для освещения дороги. Иван Петрович придумал ещё много удивительных вещей – самоходную баржу (тогда баржи тянули бурлаки), «механические ноги» (протезы), оптический телеграф, сеялку, проект первого в России железнодорожного моста. О них вы тоже можете прочитать в книге «Русские умельцы. Механических чудес изобретатели». Знаете, кто и когда сконструировал первый русский трактор? Механик-самоучка Фёдор Блинов 130 лет назад демонстрировал на российских промышленных и сельскохозяйственных выставках самоходную машину. Это был железнодорожный вагон на гусеничном ходу. В вагоне стояла паровая машина мощностью 12 лошадиных сил. Скорость самохода была меньше, чем средняя скорость пешехода, всего 3 километра в час. Иллюстрацию гусеничного трактора вы найдёте на страницах книги. К сожалению, бОльшая часть «механических чудес» мастеров осталась не реализована, была забыта и даже утрачена. И многое заново изобреталось в других странах, хотя впервые было создано в России русскими умельцами.
Васнецова, Алена. Маяки. Помощники капитанов : [для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Алена Васнецова ; художник Екатерина Колесникова. – Москва : Настя и Никита, 2018. – 21, [3] с. : цв. ил. ; 27 см. – (Настя и Никита ; вып. 165). Автор книги Алёна Васнецова работала в библиотеке, сейчас трудится на образовательном литературном сайте «Библиогид», рассказывающем о книгах для детей. Видели в тёмное время суток на берегу нашей бухты мигающие огни маяков? Кому они светят и зачем? Всего два века назад только у берегов Крыма каждый год разбивалось около 20 кораблей. Представьте, сколько таких кораблекрушений было по всему свету! Днём капитан корабля может увидеть скалы и не налететь на них, а вот ночью это сделать почти невозможно. «Свет маяка позволяет определить положение корабля в пространстве и уточнить его курс. …Французы называют маяк «фар», курс… испанцы и итальянцы «фаро», англичане – «фэрос». Догадайтесь, как называется наука о маяках и сигнальных огнях? Правильно, фарология. Основоположником этой науки считают деда известного писателя Роберта Льюиса Стивенсона, автора знаменитой книги про пиратов «Остров сокровищ». Первыми маяками были костры, разжигаемые на высоких берегах. А там, где не было возвышенности, придумали строить маячные башни. Башня должна быть высокая, чтобы свет маяка был виден как можно дальше. А стены – крепкие, чтобы морские волны и сильные порывы ветра во время шторма не смогли её разрушить. Мощные прожекторы на маяках появились всего 240 лет назад. Помните, в одной из предыдущих книг мы знакомились с русским умельцем Иваном Кулибиным и его изобретением? Именно кулибинский «чудо-фонарь» использовался на маяках. Самый древний действующий маяк находится в Испании. Его высота 55 метров, дата постройки башни неизвестна. По легенде, её построил Геракл (Геркулес) после того, как победил великана. Она так и называется – Башня Геркулеса. В России маяки появились с началом кораблестроения при Петре I. «Первым российским маяком считается огонь, зажжённый 4 апреля 1704 года на Петропавловской крепости»Самым высоким маяком в нашей стране является Лесной Мол Створный Задний (да, вот такое длинное название у маяка). Его высота 73 метра. Находится он в Санкт-Петербурге на берегу Финского залива. Зачем в маяках используют разноцветные огни, что такое бакены, ростральные колонны и чем занимается смотритель маяка, вы прочитаете в интересной книге Алёны Васнецовой «Маяки. Помощники капитанов». Юные «Кулибины»! В мире ещё много чего можно изменить, усовершенствовать, придумать, создать, изобрести. Найти идеи помогут книги наших библиотек. А в поиске книг поможет современное изобретение – электронный каталог (раньше были только бумажные каталоги).
Наблюдала за историей изобретений
| |
Просмотров: 530 |