«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Зачем знать то, что происходило сто, пятьсот, тысячу лет назад? Чем помогут современному человеку эти знания, если всё изменилось с тех пор? Предлагаем совершить путешествие во времени и узнать правду из того, что верно лишь наполовину. Логинов, Михаил. История, или Как узнать правду из того, что верно лишь наполовину : [для среднего школьного возраста : 6+] /Михаил Логинов ; иллюстрации Марии Бурановой. – Москва : Абраказябра, 2023. – 69, [3] с. : цв. ил. ; 27 см. – (#Зачем учиться?). Редкие школьники любят уроки истории. Многим они кажутся скучными и ненужными. Ну кому интересно слушать, а потом ещё и учить, кто куда совершал походы, воевал и потерпел поражение? «Понятно, почему появилась математика – необходимо посчитать всё, что вокруг. Ясно, почему возникла физика – люди хотели разобраться, почему камень падает быстрее, чем пёрышко. Но почему люди решили, что прошлое надо помнить и изучать?» Ученики пятого класса радовались отмене урока и предвкушали предстоящую поездку в заповедник с новым учителем истории. Во время небольшой остановки в пути ребята успели спасти котёнка из ручья. Но в итоге выяснилось, что у ребят две версии спасения зверька. Как же разобраться, где истинная история, а где выдумка? Первым учёным-историком принято считать грека Геродота, который жил две тысячи пятьсот одиннадцать лет назад. Он много путешествовал и записывал всё, что видел и слышал: обычаи, традиции народов; события, происходящие в посещённых им местах. «Веками казалось, что историей заниматься просто – достаточно помнить сочинения древних авторов и знать факты о событиях, случившихся сотню лет назад». Но всегда ли верны факты, указанные в источниках? Через несколько дней после поездки к зубрам одноклассница опубликовала видеоролик о спасении котёнка. По её версии, всё было совсем не так, как рассказывали другие участники. Как же установить, где правда, а где ложь? Откуда историки узнают о прошлом? Они изучают свидетельства участников или очевидцев событий, или документы: отчёты, дневники людей, справки, квитанции, чеки. При написании исторического труда нельзя поддаваться мнению большинства, ведь оно может быть ошибочным. Как же учитель истории смог установить, что произошло на самом деле? Проведите историческое расследование вместе с героями книги. Также узнаете, что изучают этнографы, фольклористы, археологи. Почему история не может существовать без точных наук: математики, физики, химии, астрономии и даже без стоматологии и генетики. В конце книги автор предлагает поиграть в историка-детектива – найти в предложенных текстах ошибки-несоответствия исторической действительности. Хранение: ЦДБ.
Логинов, Михаил. 1724. Почти детективная история, рассказанная отроком Петровской эпохи на страницах своего дневника : [для среднего школьного возраста : 6+] / Михаил Логинов ; иллюстрации Наталии Рябчиковой ; исторические пояснения Ивана Привалова. – Москва : Абраказябра, 2022. – 91, [5] с. : цв. ил. ; 23 см. – (Почти детективная история). Май 1724 года, новому городу Санкт-Петербургу исполнилось всего 21 год, а Василию – 12 лет. У него случилась большая неприятность – пропал фабричный карандаш в деревянном корпусе. Карандаш достался отцу от немецкого инженера, чтобы русские чертежники его опробовали, а отец дал его Васе на день. И он исчез. Обыскав все возможные места в доме, мальчик решил, что его кто-то вытащил из сумки. Кто и где – это необходимо выяснить до вечера, иначе... День предстоял необычный – папа обещал взять сына с собой в город на осмотр новых строящихся зданий. Поэтому форма одежды должна соответствовать положению, а точнее «Табели о рангах». Всего лет тридцать назад, в конце семнадцатого века, одевались совсем по-другому. Кафтан у дедушки Василия «был ниже колен, а длинные рукава шубы приходилось завязывать за спиной, чтобы не мешались и не пачкались. На голове дед носил маленькую шапочку-тафью, а поверх – суконный колпак. А ещё недавно все мужчины в стране носили бороду, как вдруг Пётр I повелел знатным людям бриться». В 6.30 утра позавтракали пшённой кашей, а в 7.00 уже плыли на боте по Неве. Через реку не было ни одного моста, потому что «царь захотел Петербург похожим на понравившийся ему Амстердам: прорыть каналы вместо улиц. Чтобы жители не ездили по городу в телегах и каретах, а плавали на лодках». Как думаешь, юный читатель, почему в те времена водные дороги считались лучше наземных? Встретив у Морской академии друга, Василий попросил показать тетрадь, где заметил какой-то рисунок. «Всё ясно. Понял, что я увижу чёткие штрихи и его разоблачу». Но, к сожалению, надежды не оправдались – рисунок друга был сделан обычным грифелем, а не карандашом. Следующая остановка была у Сытного рынка и бани. Чем только ни торговали на рынке: овощами, молочными продуктами, мясом, рыбой, даже заморскими яблоками – апельсинами. Несъестных товаров было ещё больше. А вот чего нельзя было найти здесь, так это соболиные меха, чёрную икру и соль. Вечер всё ближе, и осталось посетить всего два места, а карандаш так и не нашёлся. «На душе – будто поел толчёной редьки с хреном, а запить нечем». Чем же закончился день Василия? Узнал ли он, кто стащил редкую для того времени вещь – графит в деревянном корпусе? Ответ найдёте в книге. Также узнаете, что такое белые ночи, чем отличаются улицы Санкт-Петербурга от улиц других городов, почему кофе мужского рода, в чём разница между колымагой и каретой; почему награждали того, кто найдёт высокие сосны, и главное – зачем царь Пётр I решил построить Санкт-Петербург? Хранение: ЦДБ.
Логинов, Михаил. 1897. Почти детективная история, записанная ученицей московской гимназии : [для среднего школьного возраста : 6+] / Михаил Логинов ; иллюстрации Наталии Рябчиковой ; исторические пояснения Ивана Привалова. – Москва : Абраказябра, 2022. – 84, [6] с. : цв. ил. ; 23 см. – (Почти детективная история). Сто двадцать семь лет назад, в 1897 году, дети тоже ходили в школу, тоже спорили с учителями, не всегда слушались родителей, проказничали, веселились, играли… «Как-то раз мы раскрасили белого петуха, чтобы он курам нравился. А в другой раз запустили бумажных ласточек на стол во время чаепития». Они были такими же, как вы сейчас. А в чём разница? Давайте перенесёмся в позапрошлый век и узнаем. Таня и Павел – близнецы, учатся в пятом классе. Весной Павлуше предстоит сдавать экзамен по истории. Но проблема в том, что из-за ссоры с учителем он не открывал учебник весь учебный год, а на уроках зачитывался журналом «Вокруг света». «Если человек собирается покорить Северный полюс, зачем ему знать, в каком веке и в какой реке утонул император Фридрих Барбаросса? Ему нужны знания, которые не позволят утонуть в полынье у побережья Шпицбергена». (А вы знаете, где находится это побережье?) Чем грозил провал экзамена? Если ученик был слаб в предмете, а впереди его ждал экзамен, то он занимался с натаскивателем. Если же экзамен провален, то учащийся оставался на второй год. А если совсем плохо с учёбой, то можно было перевестись в реальное училище, где нет латыни и греческого языка, или поступить в военное училище. Чтобы спасти брата, Таня предложила сдать экзамен вместо него. Для этого она даже пожертвовала свой длинной косой. Школьная форма в девятнадцатом веке была обязательной. Мальчики, кроме мундира, обязаны были носить ещё суконную шинель и фуражку. У девочек тоже была своя форма – серое платье и чёрный фартук, для праздничных дней – белый. В почтовом ящике Таня обнаружила письмо без конверта, адресованное «Орлеанской деве». Девочка сразу поняла, что Жанна д`Арк – это она. (А вы догадались, почему Татьяну так назвали в письме?) Теперь предстояло выяснить, кто же догадался о затее ребят и как избежать разоблачения. По пути в гимназию Таня решила отвлечься от мрачных мыслей и попробовала представить, как выглядела Москва сто лет назад. Многие считали, что «после постройки Санкт-Петербурга древняя столица России стала походить на почти заброшенный город, в который цари приезжали только по случаю своей коронации. Над Москвой иногда посмеиваются, называют «большой деревней» с кривыми улицами и деревянными домами в центре. Но может, это и неплохо?» Вспомнив, что за завтраком ничего не ела, девочка зашла в булочную, где чуть не расплатилась золотой монетой, которую взяла с собой «на удачу». Помогла ли монетка Тане и Павлу? Не раскрылась ли их тайная операция? Кто написал письмо? Ответы ждут на страницах дневника Татьяны. Также из книги узнаете, что такое автоматоны и праксиноскопы. Зачем цирюльнику «козья ножка» – инструмент в форме крючка? Почему на велосипеде ездить можно было не всем желающим? Где хранили скоропортящиеся продукты, ведь холодильников ещё не было? Хранение: ЦДБ.
Изучайте историю малой Родины и большой страны. Станьте летописцем истории своей семьи. Читайте исторические книги, энциклопедии. В выборе поможет электронный каталог. Любительница истории | |
Просмотров: 58 |