Сказка по лесу идёт – сказку за руку ведёт,
Из реки выходит сказка! Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод? Это сказок хоровод!
Сказка – умница и прелесть, с нами рядышком живёт!
Юнна Мориц
Сегодня, как и много лет назад, дети вновь и вновь просят рассказать сказку. Взрослые берут в руки книгу, и начинается волшебство под названием «путешествие в мир чудес и фантазий».
Сказка занимает огромное место в жизни каждого ребёнка. Её рассказывают для того, чтобы развеселить, если грустно; чтобы успокоить после насыщенного дня. Она является верным другом и мудрым учителем: воспитывает, учит, помогает малышам разобраться, что такое хорошо и что такое плохо.
Их великое множество: народные, авторские, волшебные, бытовые, о животных, докучные. Прошло немало лет, и появились
терапевтические сказки, которые улучшают поведение и состояние ребёнка, помогают вырабатывать необходимые навыки, умения, знания. Отдельной группой выделяются полезные сказки, которые помогают детям научиться хорошим манерам.
Полезные сказки Елены Ульевой подскажут, как научить детей правильным поступкам и основам этикета. Отечественный автор детской обучающей и художественной литературы, написала больше 500 книг, рабочих и творческих тетрадей, пособий для занятий в детском саду и дома.
Ульева, Е. А. Полезные сказки. Поросёнок Грязнуля: [для чтения взрослыми детям : 0+] / Елена Ульева ; художник Татьяна Обухович. – Москва : Клевер – Медиа - Групп, 2019. – 45, [3] с. : цв. ил. ; 27 см. – (Школа хороших манер).
Книга начинается с обращения к родителям:
«Дорогие родители! Не ругайте малыша за плохое поведение. Объясните ребёнку на доступном для него языке, как надо поступать и почему. Можно тысячу раз сделать ребёнку замечание, разрушая добрые отношения между вами, а можно просто прочитать поучительную сказку, которая раз и навсегда научит малыша вести себя правильно…» Эти важные слова, наверное, ждут многие взрослые. Воспитывая детей, они порой не знают, как познакомить ребёнка с основными правилами поведения.
Писательница даёт рекомендации по работе с книгой: читать, обсуждать прочитанное, выполнять задания вместе с ребёнком. Тогда он поймёт суть правил, сможет применить их в жизни.
Одна из полезных сказок Елены Ульевой рассказывает о поросёнке, который то и дело попадал в неприятные истории из-за того, что не соблюдал основные правила гигиены. Однажды Грязнуля шагал по лужам и стал похож на грязное существо в пятнах. Из-за этого чуть не угодил в когтистые лапы леопарда, который принял его за своего сородича. Отмывшись под дождём и, снова став чистым, запомнил твёрдо: «Нельзя лезть в лужи и грязь!»
Герой сказки и не предполагал, что можно заболеть, если не мыть руки с мылом. Оказывается, есть на свете микробы – невидимые страшилища, вызывающие болезни. Когда Грязнуля заболел, мама объяснила простое правило: необходимо мыть руки после прогулки и перед едой. Шаг за шагом поросёнок узнаёт правила гигиены сам и знакомит с ними читателей. В каждой главе приводятся правило-помощник и предметно-ролевая игра, которые помогут закрепить модель поведения в игровой форме.
Ульева, Е. А. Полезные сказки. Цыпленок Непоседа: [для чтения взрослыми детям : 0+] / Елена Ульева ; художник Татьяна Обухович. – Москва : Клевер – Медиа - Групп, 2020. – 45, [3] с. : цв. ил. ; 27 см. – (Школа хороших манер).
В сказке о цыплёнке Непоседе автор даёт очень добрый совет папам и мамам: «Помогите вашему малышу научиться вести себя правильно! Пусть ребёнок получит столь необходимый ему жизненный опыт!» Интересны названия глав: «Как цыплёнок Непоседа не хотел одеваться», «Как цыплёнок Непоседа промочил ноги», «Как цыплёнок Непоседа не прятался от солнышка» и другие. Они сразу настраивают читателей на размышления: «Что будет, если…» В конце каждой части писательница задаёт вопросы: «Что ты будешь надевать и в каком порядке? Тебе показалось, что ты тепло оделся, но, пока гулял, замёрз. Что ты сделаешь?» Ребёнок вместе с мамой должен сформулировать ответ, который будет в основе правильного поведения.
Вот, например, что приключилось, когда цыплёнок не хотел есть полезные продукты. Однажды утром малыш отказался от каши, убежал из-за стола, думая, что от этого блюда нет пользы. И только мама подсказала ему: «Как же она может быть неполезной, если она состоит из волшебных золотых зёрнышек? Солнышко их грело, дождик поливал – вот они и выросли. И ты вырастешь!» Начал он кашу есть, стал расти, чтобы стать сильным.
Так за чтением книги ребёнок незаметно усваивает рекомендации автора о том, что в холод нужно одеваться теплее, в жаркий день – прятаться в тени, важно следить за своим здоровьем и есть полезную еду.
Ульева, Е. А. Волшебные слова: детский этикет в сказках: [для чтения родителям и детям : 0+ ] / Елена Ульева ; иллюстрации Виктории Курчевой. – Москва : Клевер - Медиа-Групп,2019. – [24] с. : цв. ил. ; 19 см. – (Детский этикет в сказках).
Родители хотят видеть своих детей вежливыми и воспитанными, тактичными и скромными. Эти качества напрямую связаны с понятием «этикет». Этикет – слово, пришедшее к нам из Франции, – означает «внешний порядок», «манера поведения». Формировался он на протяжении многих веков развития человеческого общества. В современном мире этикет ограничивает определёнными рамками поведение людей в обществе, дома, в гостях и является важной частью культуры.
Воспитывая детей, взрослые стараются привить им чувство меры, скромность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, вежливость, тактичность. Научить этим качествам малышей непросто.
Серия книг Елены Ульевой «Детский этикет в сказках» придёт на помощь родителям и воспитателям. Возможно, маленькие читатели узнают себя в героях сказок о волшебных словах и постараются изменить своё поведение.
Маленькая пчёлка увидела, что на полянке никто не радуется. Мудрая мама объяснила ей причину затишья. Оказалось, что простые слова приветствия и улыбка могут оживить всю природу. «И сразу солнышко засияло, обрадовалось, стало греть пчёлку своими тёплыми лучиками. Птичка запела ей песенку, а цветок раскрыл лепестки…» Пчёлке было радостно от того, что слово «здравствуй» изменило всё вокруг. Думая о завтрашнем дне, она испугалась, что вновь не будет солнышка и птичек. Мама успокоила её, посоветовала правильно попрощаться и снова засияет солнце, запоют птицы.
Чудесную силу слов «пожалуйста – спасибо» проверил цыплёнок, который просил орешек, ягодку, грибок у своих друзей. Курочка-мама сказала просто: необходимо говорить «пожалуйста», когда просишь, и «спасибо», когда благодаришь. Звери откликнулись на просьбы малыша, а он запомнил волшебные слова.
Медвежонок был неуклюжим и обидел зверят: толкался, наступал на ноги. Из-за этого друзья не стали играть с ним. Медвежонок расплакался, но божья коровка подсказала, что нужно попросить прощения. «Извините меня, друзья!», – попросил он вежливо. Звери простили медвежонка, игра началась снова.
Так на простых примерах из жизни сказочных героев ребята научатся правильному поведению среди сверстников.
Я больше так не буду: [сказки: для дошкольного и младшего школьного возраста : 0+ / Е. Бахурова, С. Горбунов, Т. Куликовская, В. Кухаркин] ; художник Елизавета Третьякова. – Москва: Стрекоза, 2019. – 45, [3] с. : цв. ил. ; 26 см. – (Воспитание с любовью).
Сколько раз в детстве нам приходилось повторять такие слова: «Я больше так не буду», – надеясь на понимание или смягчение наказания. Разбитая чашка или ссора с младшим братишкой, плохие оценки в школе или капризы всегда вызывают недоумение и отрицательные эмоции у близких. Пытаясь помочь или подсказать, как нужно себя вести, родители вместе с ребёнком могут прочитать поучительные сказки. Они написаны доступным языком, понятны и интересны детям.
Книга «Я больше так не буду» включает сказки, объединенные одной идеей – ребёнок должен осознать и сделать выводы о правильности своего поведения.
В сказке «Нехочушка» Евгении Бахуровой свинка Соня была очень непослушная и никогда не хотела делать то, о чём её просили мама и папа. Своими капризами и не очень хорошим поведением Соня огорчала своих родителей. Один из некрасивых поступков случился прямо на улице: «Она наступила на булочку и раздавила её, потом сняла свою новую розовую панамку и бросила её в лужу». Профессор Академии хороших манер, дедушка Ослик, увидев такое поведение, решил забрать свинку на перевоспитание на целый год.
Испугавшись, что ей придётся жить так долго без родителей, Соня-Нехочушка попросила прощения у мамы и пообещала всегда слушаться.
Сказочная история Сергея Горбунова «Плакса» называется так не случайно. Главный герой сказки Ёжик любил плакать и капризничать по любому поводу. Делал он это так часто, что уже никто из его друзей не обращал на капризы внимания. Однажды он встретил Ворону, Барсучонка, Зайца, которые рассказали о неприятном существе в их лесу – Плаксе. Оказалось, что это Белочка. Она всегда была капризной, плаксивой, говорила неприятные слова. Все лесные жители были обижены и не хотели с ней играть. Когда Ёжик увидел со стороны невоспитанную Белочку, то решил больше не плакать: «Возьмите и меня в игру! Я больше не буду плакать. Никогда!»
В сказках «Хорошо играть вместе» Татьяны Куликовской, «Пирожки с земляникой» Виктора Кухаркина, «Я больше так не буду» Евгении Бахуровой, «Ленивый зайчонок» Татьяны Куликовской герои-зверята учатся сами выходить из некрасивых ситуаций, находить общий язык с друзьями. В некоторых случаях родители объясняют детям или дают совет в конце, когда уже малыш всё осознал и понял свою ошибку.
Воспитание детей – поистине неисчерпаемая тема для родителей. Дети усваивают модель поведения в игре и совместных занятиях, в беседах о прочитанном, в обсуждении жизненных ситуаций.
На помощь родителям всегда придут книги о воспитании разных авторов, а библиотекари помогут выбрать среди них именно ту, которая поможет решить проблему.