В серию книг «Детям о Великой Отечественной войне» вошли рассказы о сражениях и подвигах наших солдат, о суровых буднях во время войны. Автор каждой книги – в прошлом участник Великой Отечественной войны. Увиденное и пережитое воплотилось в рассказах для детей и исторических книгах. Писатели повествуют о реальных людях, их подвигах и героизме, рассказывают истории, основанные на реальных событиях. Приближается великий праздник нашей страны – День Победы, праздник торжественный, радостный и грустный. Рассказать детям, какой невероятной ценой была одержана победа, почтить память о предках и напомнить наше историческое прошлое помогут книги представленной серии. Алексеев, С. П. Битва за Москву : рассказы / для младшего школьного возраста : [6+] / Сергей Алексеев ; художник А. Косульников. – Москва : Детская литература, 2018. – 31 с. : цв. ил. – (Детям о Великой Отечественной войне). Сергей Петрович Алексеев – известный детский писатель, участник Великой Отечественной войны. Автор умело и доступно рассказывает о сражениях, повествует о сложных и трудных событиях прошлого. Вот уже несколько поколений юных читателей знакомятся с историей Родины через его произведения. В книгу вошли небольшие рассказы, повествующие о сражениях под Москвой. О том, как развивалась грандиозная битва у стен Москвы, как остановили и сокрушили наши солдаты немецкий «Тайфун», как сами перешли в наступление и разгромили фашистских фельдмаршалов и генералов. «Тайфун» – так назвали гитлеровцы план своего наступление. Быстро и стремительно захватить и уничтожить нашу страну планировало командование противника. В 1941 году нацисты ураганом стремились ворваться в Москву, 22 июня на рассвете, вероломно напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война против фашистов-поработителей. Верил враг в быстрый успех и победу. Для захвата Москвы немецкое командование создало мощную группировку – 75 дивизий, в том числе 19 танковых и 8 моторизованных. «Более миллиона солдат бросили на Москву, тысячу самолетов, более полутора тысяч танков, множество пушек и бесчисленное оружие, двести фашистских генерала начали вести наступление. Однако, встречают противники всюду заслоны, как скалы стоят наши войска. Фашисты просчитались. Длилась война четыре года… Взвился «Тайфун» как ястреб. Рухнул, как камень, в пропасть. Укротили его советские солдаты». Выстояв в тяжелых оборонительных боях, войска Красной Армии нанесли сокрушительное поражение немецко-фашистской группировке и отбросили войска противника на 100-250 км от Москвы. В Московской битве был развеян миф о непобедимости гитлеровской армии и положено начало коренного поворота в Великой Отечественной войне.
Внуков, Н. А. Приказ по шестому полку / рассказы для младшего школьного возраста : [6+] / Николай Внуков ; художник Николай Лямин. – Москва : Детская литература, 2020. – 30, [2] с. : цв. ил. ; 24 см. – (Детям о Великой Отечественной войне). Когда началась война, Николай Внуков был еще несовершеннолетним. В то время фашисты наступали на Кавказ. Закрыли все школы, девочки девятых и десятых классов помогали в госпитале, а мальчишек призвали в армию. Из класса, в котором учился Николай Андреевич, на фронт ушли двенадцать человек, из них живыми вернулись четверо, в том числе и наш автор. После долгожданной победы вернулись они в родные края, разыскали друг друга. Все они воевали на разных фронтах, служба проходила по-разному, при встрече было о чем толковать. В книге «Приказ по шестому полку» писатель рассказывает подлинную историю двух мальцов, соседских ребятишек 9-10 лет, которые за свой подвиг получили награду «За отвагу». Два лучших друга, Гриша и Сережа, все время проводили вместе. Когда все ушли на фронт, их город был оккупирован фашистами. Мамы мальчишек запретили выходить им из дома, чтобы лишний раз не показываться на глаза врагу. И как только гитлеровцы покинули их город, ребята поспешили встретиться, несмотря на запрет матерей не покидать своего двора. Друзья делятся впечатлениями, рассказывая друг другу, что происходило с ними во время разлуки. Над городом грохотнуло, земля дрогнула под их ногами. Мальчики бегут на холм, откуда весь город виден, как на ладони. Наблюдают они как враг, уходя, взрывает школы, госпиталя, и чуть-чуть не наткнулись на гитлеровцев. Бегут друзья в кукурузное поле, укрываются. По пути домой натыкаются на немецкие провода, предполагая, что они телефонные, перебивают и разрывают их. Через некоторое время после произошедшего Сереже и Грише из штаба доводится приказ, который гласит: «За мужество и находчивость, проявленные во время боев за город Эн и выразившиеся в обезвреживании заминированных зданий от взрывов, награждаются медалями «За отвагу» граждане Тарасов Сергей и Платонов Григорий».
Внуков, Н. А. Старая гильза : рассказы / для младшего школьного возраста : [6+] / Николай Внуков ; художник Николай Лямин. – Москва : Детская литература, 2020. – 30, [2] с. : цв. ил. ; 24 см. – (Детям о Великой Отечественной войне). Николай Андреевич Внуков – ветеран Великой Отечественной войны, картограф и географ, инженер-гидроакустик – руководил литературным объединением. Много путешествовал по нашей необъятной стране. Внуков пишет просто, доступно, без языковых излишеств. Война показана без излишних подробностей, жестокости и нагнетания ужаса. Книга состоит из двух рассказов – «На чужих крыльях» и «Старая гильза», она об отваге, храбрости и смекалке наших солдат во время Великой Отечественной войны. «Случается так, что на фронте находчивость бывает нужна так же, как и смелость. А иногда только находчивость помогает человеку выбраться из беды». Рассказ «На чужих крыльях» посвящен летчикам. Главный герой произведения – летчик-штурмовик, капитан Кузнецов. Разведка доложила командованию, что в ста километрах от аэродрома продвигается большая колонна фашистских танков и их задача – уничтожить ее. На военных аэродромах все делается очень быстро. Быстро получают задания и также быстро их исполняют. Группа летчиков-штурмовиков отправилась выполнять боевую задачу, через минуту каждый летчик был у своей машины. И вот шесть стремительных Илов один за одним взмыли в небо. Через 15 минут они повисли над дорогой, где продвигалась длинная вражеская танковая колонна. «Наши летчики называли штурмовик ИЛ-2 «летающим танком», потому что он был вооружен двумя пушками и тяжелым пулеметом. Фашисты называли ИЛ-2 «Черной смертью», потому что он был окрашен в темный цвет, налетал неожиданно и с небольшой высоты расстреливал вражеские обозы, автоколонны и пехоту. Мимо зениток он проносился так быстро, что наводчики не успевали даже прицелиться, как он исчезал из виду». «Атака!» – раздалась команда по радиосвязи. Два раза прошла вдоль дороги группа штурмовиков, оставляя под крыльями горящие танки и разбитые в щепки грузовики. Колонна была остановлена, задача выполнена, и группа готовилась к возвращению. Вот только один самолет был подбит, и стал стремительно терять высоту. И по счастливому случаю Кузнецов на подбитой машине приземлился на лесную поляну, оказавшуюся замаскированным фашистским аэродромом. Он умудрился улететь на вражеском самолете. Чем же закончилась эта история и как капитан добрался до своих, узнаете, прочитав книгу. Второй рассказ "Старая гильза", в котором отец-фронтовик уже после войны вместе с сыном собирают грибы в местах бывших боев на берегу Днепра. И отец рассказывает мальчику эпизод из своей фронтовой жизни, который произошел именно здесь, в этих местах. Гаврдии лейтенанту Приходько и его батальону был поручен приказ переплыть Днепр и подавить три фашистские батареи, которые обстреливали их с другого берега. Задание было рискованное, но так как Приходько очень хорошо плавал, то вызвался добровольцем. Лейтенант Приходько пробрался к назначенному месту, обнаружил два батальона и дал знать боевым товарищам об их местонахождении, объекты уничтожили. Но при поисках последнего, был обнаружен фашистами, которые начали его преследовать. Попав в ловушку, лейтенант приметил землянку и захватил ее. Она оказалась набита припасами, так что Приходько выбрал оборонительную позицию, несмотря на то, что был окружен, сдаваться был не намерен. Продержав оборону некоторое время, Приходько услышал раскатистое «Ур-ра-а-а-а!», и догадался, что подоспело подкрепление. Через полчаса лейтенант был уже среди своих. Сын внимательно выслушал рассказ отца, и перед уходом стал искать трофей – гильзу или патрон на память. Но отец пообещал подарить гильзу, которую он подобрал на память в том бою и носил с собой до окончания войны. И семейство выдвинулось в сторону дома, по пути собирая грибы.
Митяев, А. В. Землянка : рассказы : для младшего школьного возраста : [6+] / Анатолий Митяев ; художник Анна Рытман. – Москва : Детская литература, 2020. – 30, [2] с. : цв. ил. ; 24 см. – (Детям о Великой Отечественной войне). Анатолий Васильевич Митяев – автор популярных книг для детей и подростков, советский и российский писатель, сценарист и поэт, участник Великой Отечественной войны. Работал ответственным секретарем газеты «Пионерская правда», затем главным редактором журнала «Мурзилка», позже – главным редактором студии «Союзмультфильм», главным редактором журнала «Новая игрушечка». Анатолию Митяеву было всего 18 лет, когда началась война. Он записался добровольцем на фронт. В 1944-м был награждён медалью «За отвагу». Что такое фронтовое братство и солдатское мужество знал не понаслышке. Честно и просто говорил о стойкости, смелости, находчивости, преданности и дружбе. «Война с фашистами была давно. Теперь не узнать тех мест, где шли сражения. Разрушенные города построены заново. Засыпаны землей и поросли травой противотанковые рвы и окопы. На месте сожженных, побитых взрывами лесов выросли большие деревья – там поют птицы, а люди ходят в эти места за грибами. Но сохранилась Великая Отечественная война в памяти тех, кто жил в то суровое время. Военные дни так отчетливо запечатлелись в памяти, будто все происходило вчера». В рассказе «Землянка» рассказывается о том, в каких тяжелых условиях приходилось жить солдатам. Они буквально жили и выживали на голой земле. Если знать, как правильно соорудить землянку, то в ней и лютый холод можно переждать. Мите Коневу – главному персонажу рассказа было всего 18 лет. Всех этих премудростей Митя не знал. В его первый фронтовой день дивизия расположилась в глухом бору, в котором легко было укрывать грузовики и машины под соснами, скрываясь под мохнатыми ветками. Мите поручили расчистить площадку от снега. Мороз крепчал, солдаты мерзли, но все трудились и обустраивали лагерь. И когда все было обустроено и стемнело, Митя удивился, как же хорошо оказаться внутри теплой землянки. Дивизиону было приказано отправиться на другой участок фронта, а Митю оставили одного на несколько дней охранять склад боеприпасов. Прихватили с собой бойцы и самодельную печь, которая обогревала землянку. Митя обыскал лагерь и нашёл большой самовар. Он очень обрадовался, с ним стало гораздо теплее и веселее на душе. Пост был в полном порядке, и в ожидании возращения своих товарищей, Митя начищал самовар и как мог обустраивал свой быт. Три дня прошли, но никто за ним не возвращался. Видимо затянулись бои, догадывался паренек. На шестой день, вернулись машины с боевыми товарищами. Обрадовался Митя и напоил всех чаем, все хлопали дружно самовар по круглым бокам, будто благодарили его за доставленное удовольствие. О том, какие еще приключались истории с Митей Корневым и его товарищами, вы можете узнать из рассказов «Куриная слепота», «Мешок овсянки», «Ракетные снаряды», «Иван и фрицы», которые также вошли в сборник «Землянка». Представленный обзор включает в себя не полный список книг серии «Детям о Великой Отечественной войне», а лишь последние поступившие новинки. Предлагаем уделить внимание всей серии книг, которые имеются в библиотеках нашего города.
Читайте также подборку книг с рассказами о войне «Военное детство», «Книги о Великой Отечественной войне». Обзор подготовила Анастасия Рыбакова, | |
Просмотров: 482 |