MENU

Серия «Слово за слово»

24 мая – День славянской письменности и культуры. Это праздник просвещения, культуры и родного слова. О русском языке, тайнах возникновения письменности, истории происхождения слов, устойчивых фразах и многом другом предлагаем узнать из книг, представленных в нашем обзоре.

Откройте книгу и убедитесь в том, что русский язык – это очень интересно!

Альбедиль, М. Ф. Кто придумал алфавит : [для среднего школьного возраста] / Маргарита Альбедиль ; художник Максим Шульга. – Санкт-Петербург : Качели, 2020. – 63, [1] с. : цв. ил. ; 25 см. – (Слово за слово).

Большую часть своей истории человечество не писало, не читало и даже не знало, что такое буква. Всего пять – шесть тысяч лет назад появилась первая письменность, которая больше напоминала рисунки, чем буквы. Бумаги тогда не существовало, да и ручек ещё не было. Рисунки острым предметом наносили на камень, глиняные пластины, берестяные дощечки. Не писали, а выдалбливали, процарапывали. Много веков прошло, прежде чем древний рисунок превратился в современную букву. О том, как это происходило, и рассказывается в этой книге.

Зачем понадобилось письмо и как придумывали алфавит – вопросы, которые до сих пор занимают учёных. Но точно известно, что началось всё с рисуночного письма – пиктографии. Оно было наглядным, и ему не надо было учиться (очень удобно). Мы и сейчас пользуемся рисунками-пиктограммами.

Букв ещё не было, но люди уже учились читать – звериные следы на снегу, оставленные предметы у костра. Создавалось предметное, затем узелковое письмо, клинопись. Прошло много времени, прежде чем появилось самое древнее финикийское письмо. Но оно оказалось несовершенным – в нём были только согласные. (Попробуйте написать предложение только согласными – увлекательное занятие). Греки добавили гласные буквы, а от них письменность попала к славянам и в конце концов превратилась в наш алфавит.

Но кто придумал алфавит? На каком языке слово «алфавит» означает «бык и дом»? Почему выражение «зарубить на носу» актуально со времён предметного письма? Из чего делали первые чернила, кто изобрёл бумагу и какими были первые книги?

Каким он был – первый русский алфавит и куда подевалась буква ять?

«Кто не знает буквы ять, буквы ять, буквы ять,

Только где её писать, где писать, да…»

 

Улыбышева, Марина. Как появляются слова : [для среднего школьного возраста] / Марина Улыбышева ; художник Любовь Лазарева. – Санкт-Петербург : Качели, 2021. – 94, [2] с. : цв. ил. ; 25 см. – (Слово за слово).

Часто самыми загадочными оказываются совершенно привычные вещи. Мы думаем словами, говорим словами, даже иногда молчим словами. Но откуда они взялись – слова? Кто их придумал? Первобытные люди или, может быть, древнегреческие философы?

Каждый день учёные, как опытные детективы, разгадывают тайны происхождения разных слов – познают истину о слове (что по-гречески «этимон» и «логос») – занимаются наукой Этимологией. Побыть исследователем, проникнуть в тайну слов и докопаться до истины поможет это книга.

Изучая происхождение слов, важно помнить, что в нашем языке не все слова исконно русские. Слово Экзамен пришло из латинского и означает испытание. Паника произошло от имени греческого бога Паникос. Одни слова приживаются, другие нет. Так красивое, но иностранное слово Виктория заменило русское Победа. Соединив два глагола «вертеть» и «летать» получили слово Вертолёт, а его греческий вариант Автожир («авто» – сам, «гирос» – вращение) не прижился. Русское слово Мокроступы всё же заменили иностранным Калоши, а Сластника стали называть заграничным словом Кондитер. А фамилии и имена: какие из них русские, какие пришли из других языков? Может, среди них найдётся и ваше имя?

Загадок в Этимологии много, но одна из самых удивительных в русском языке – это тайна происхождения слова Человек. До сих пор выдвигаются всё новые и новые гипотезы о происхождении одного-единственного слова. Человек – чело века – одни расшифровывают как лоб силы или лицо бесконечности, другие как потомок рода. Кто знает, возможно, вам удастся разгадать загадку и установить этимологию этого слова. А пока сплошные загадки и вопросы.

«Это очень интересно, –

Кто деревья посадил?

Кто придумал крокодилу

Это имя Крокодил?

Кто назвал слоном Слона?

Это очень интересно, –

Кто Сазану и Фазану

Дал такие имена?»

Юнна Мориц

 

Рупасова, Маша. Веселая фразеология : [для среднего школьного возраста] / Маша Рупасова ; художник Анна Гантимурова. – Санкт-Петербург : Качели, 2021. – 111, [1] с. : цв. ил. ; 25 см. – (Слово за слово).

Много секретов и тайн хранит русский язык, в том числе и истории формирования устойчивых сочетаний слов – фразеологизмов. Это и пословицы, и поговорки, и крылатые выражения. Фразеологизм неделим и выступает как один член предложения. Он сохраняет смысл, только если порядок слов не нарушен. Заменить слова в выражении нельзя – все слова связаны. Такие хитрые выражения поймёт не каждый иностранец. А за каждым словосочетанием прячется целая история.

Книга предлагает совершить экскурсию в прошлое, окунуться в славянскую культуру, вспомнить устаревшие профессии и игры – расшифровать давно знакомые нам фразеологизмы.

Когда привычное положение вещей нарушено, мы говорим: «Вверх тормашками». Это выражение пришло к нам с берегов Дона или из Рязани, где тормами называли ноги. А значит, мы имеем в виду, что всё идёт кувырком, вверх ногами.

Если чуть-чуть, немного – «с гулькин нос», то всем и так понятно, сколько это. И никто не сравнивает эту величину с клювом гульки – голубя. А ведь именно он лежит в основе этого фразеологизма.

О чём-то не очень хорошего качества мы привычно говорим: «Не фонтан». Но вот почему «не фонтан», можно узнать, изучив историю окрестностей Одессы, где били источники с пресной водой высокого качества. Родники называли на французский манер fontaine – «фонтан» (градоначальник был потомком француза). Торговцы всячески старались выдать колодезную воду за родниковую, более вкусную. Но одесситы различали на вкус воду из источников – фонтанов – и о той, что похуже, говорили: «не фонтан», то есть подделка.

Прочитайте о том, как «бить баклуши», «валять ваньку», «играть в бирюльки» и «отмывать деньги».

 

Кравченко, Эвелина. Битва у Великой Карандашницы : [для среднего школьного возраста] / Эвелина Кравченко ; художник Елена Квитка. – Санкт-Петербург: Качели, 2019. – 58, [6] с. : цв. ил. ; 25 см. – (Слово за слово).

Вы любите писать? Усердно выводите петельки и хвостики? Русский язык, конечно, вещь сложная, но любить его надо. А то получится, как у героя этой книги.

Школьник Рома Ухабов не любил красиво писать. Старательно, с удовольствием, прописывал только Р, У и А – первые буквы своего имени, фамилии и отчества. А с остальными буквами беда. «У П кочерга на голове, у Б пузо торчит, у С спина колесом». Вот буквы и обиделись. Гордо и решительно прыгали к оранжевой карандашнице, а через неё в сказочную страну – город Буквогорьск. Сначала это было забавно и очень похоже на сон. Опустели листки тетради, страницы учебника. Но когда заторопились буквы из билетов на поезд, который должен отвезти к морю, это уже была катастрофа. Пришлось Роме отправляться в сказочную страну вслед за беглецами.

В Буквогорьске Ромкины буквы оказываются живыми и обаятельными (некоторые обладали поистине волшебными способностями). Но тоже есть опасности. Хитрый и жестокий правитель Корректор ненавидит кривые буквы и грозится закрасить их «одним движением своей белой кисточки». Придётся Роме выручать сказочных друзей. Поможете ему справиться с необычными заданиями, чтобы спасти город и подружиться с буквами?

«Попробуйте написать обычное предложение, которое содержит в себе все буквы алфавита. Это занимательно!»

 

Лаврова, Светлана. Фантастическая орфография : [для среднего школьного возраста] / Светлана Лаврова ; художник Елена Кисенкова. – Санкт-Петербург: Качели, 2021. – 87, [9] с. : цв. ил. ; 25 см. – (Слово за слово).

Все знают, что школы бывают разные: гимназии и лицеи, школы семейного обучения и интернаты, международные и экологические. Герои этой книги учатся в необычном учебном заведении – в школе юных фантастов. Оказывается, учёные доказали: чем больше детей в стране читает фантастику, тем больше происходит великих открытий.

Если думаете, что на уроках в школе фантастов ничего не надо делать, только читать и сочинять фантастику, то вы очень ошибаетесь. Будущие фантасты изучают физику и астрономию, математику и робототехнику, фольклор и историю. Посещают факультативы нестандартных решений и изобретательского дела. Лабораторные работы по космической фантастике проводят инопланетяне, а по эзотерике – экстрасенсы. Ну и, конечно, приходится изучать русский язык, ведь «лексика, всякие синонимы-антонимы помогают сделать текст интереснее». Конечно, фантастам это необходимо, но вот зачем им орфография?

Если даже в обычной школе постоянно происходит что-то интересное и необычное, то представьте, какие приключения ждут учеников-фантастов. То на уроке домоводства вместо молочного коктейля получится настоящие приведение, то инопланетяне отравятся недоброкачественными безударными гласными, то сбежит Блок Экспериментальных Сведений. Школьники Данил, Игорь и Сашка узнают много нового из истории орфографии и правописания, найдут сбежавший от инопланетян БЭС (Большой энциклопедический словарь) и с лёгкостью, вместе с вами, выучат некоторые правила русского языка.

«Книжка закончилась. Конечно, в неё поместилось совсем мало орфограмм. Не вошли интересные случаи с частицами НЕ и НИ, правила написания аббревиатур… Но если вы, дорогие читатели, захотите, мы встретимся снова!»

 

Библиотеки хранят бесценные сокровища знаний. Это лишь малая часть литературы об истории славянской письменности, имеющиеся в фондах наших библиотек. Приходите в библиотеку за интересными книгами. Здесь вам всегда рады.

Совершала увлекательное путешествие по истории родного языка
Екатерина Мельник,
главный библиотекарь
функциональной группы комплектования и обработки
Центральной городской библиотеки

Книжные новинки для детей

Просмотров: 394
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх