Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни, делая уроки дома, вместо того чтобы бегать на улице и общаться с друзьями, думал: «Ну зачем мне это знать?» Давайте разберёмся, для чего в школе дают знания, которые, как мы думаем, в дальнейшем нам не пригодятся.
«Опять эти уравнения, графики, теоремы? Можно же жить и без этого!» Давайте поразмышляем, сможем ли мы без скучных формул и непонятных теорем. У каждого народа в древности были свои обозначения цифр. «Индейцы майя использовали точки и линии. В Китае придумали специальные иероглифы. В России тоже не сразу появились привычные цифры». Но самое главное – это не появление цифр, а для чего их придумали. Первое, что приходит в голову при вопросе, зачем же знать математику – поход в магазин. Оказывается, всё в магазинах – сплошные цифры и формулы, а не только цена товара. На упаковке напечатан штрих-код – это закодированная по определённой формуле информация. Без математики никак и на торговом складе, где хозяйничает логистика. Без цифр и вычислений не обойтись при проектировании городов и дорог, их соединяющих. Весь окружающий нас мир подчиняется законам математики. Даже растущие ветки на деревьях, листья на растениях, цветы и сам человек. Слышали о принципе «золотого сечения»? Как думаете, почему футбольный мяч состоит из многогранников? «В 2014 году на Чемпионате мира в Бразилии появился мяч Бразука. С точки зрения математики это сильнодеформированный куб, который состоит всего из 6 панелей-граней». В книге даны уменьшенные детали этого мяча, можно скопировать и попытаться собрать. При проектировании и строительстве зданий не обойтись без правильных расчётов, иначе здание рухнет. Например, здание Национальной библиотеки Беларуси в Минске построено в форме ромбокубооктаэдра. Он имеет 26 граней, 18 квадратов и 8 треугольников. Как вы думаете, какая связь между мёдом и телефонным кабелем на дне океана? Цифры и числа – это одно и то же? Что использовали в древности для вычисления больших чисел вместо калькулятора? «Тьма тьмущая» – это сколько? Что такое фрактал? Ответы на эти умные вопросы в книге. «Если бы у нас были волшебные очки, мы повсюду увидели бы формулы, вычисления и математические отношения».
Если с математикой более-менее понятно, что она пригодится в дальнейшей жизни, то зачем изучать химию? Какая польза знать, как называются химические элементы, как они взаимодействуют друг с другом и что получается в результате? Если вы думаете, что занимаются химической наукой только учёные, то вы ошибаетесь. Ваша мама каждый день «химичит» на кухне. Потому что даже приготовление простой яичницы – это тоже химия. Во время любой реакции происходит обмен атомами между веществами, и в результате появляются новые вещества. Это не значит, что компот превращается в суп. Например, когда вы лопаете вкусные конфеты, «у вас во рту происходят химические реакции. Вредные-превредные. Бактерии, живущие во рту, превращают сахар из конфет в кислоты. И эти кислоты начинают растворять эмаль ваших зубов». Вы этого не замечаете, и для вас конфета остаётся конфетой. Наш организм – большая, но невидимая химическая лаборатория: дыхание, пищеварение, движение мышц. Все процессы – это реакции веществ. А знаете, что соль, которую добавляют в пищу для вкуса, сделана из соляной кислоты? Но почему же кислота «разъедает» всё, что ей попадётся, а соль так не действует? Слышали, что учёные говорят о том, что на нашей планете происходит потепление? Они считают, что причина этого – избыток углекислого газа в атмосфере. «Чем больше углекислого газа в воздухе, тем больше его растворяется в морской воде. И тем кислее делается океан». Чем это может грозить и какие существуют варианты спасения Земли – читайте в книге. Как узнать, что химическая реакция произошла? Почему золото и серебро не ржавеют? Что такое синтетические полимеры и почему их нельзя подвергать горению? Как образуются кислотные дожди? Автор предлагает почувствовать себя химиком и провести опыты в домашних условиях: растворить гвоздь, очистить медные монеты; понять, как работает огнетушитель и почему скисает молоко, определить состав хлеба. Но обязательно помните о технике безопасности!
Все знают, что наша планета круглая. Но почему же то, что находится внизу, не падает? «Дело в гравитации – взаимном притяжении тел. Земля, как магнит, притягивает к своей поверхности всё, что находится рядом». Вы когда-нибудь задумывались, из чего состоят деревья, мыльные пузыри, песок на берегу океана, облака, звёзды, кометы? Оказывается, «всё во Вселенной состоит из одинаковых материалов». В конце девятнадцатого века английский физик Джозеф Джон Томсон во время чаепития со сливовым пирогом сделал открытие мелких частиц, из которых состоит атом. За это учёный был удостоен Нобелевской премии. «Если отломить кончик простого карандаша и рассмотреть его под очень большим увеличением, то можно обнаружить нечто, похожее на пчелиные соты. Каждый слой этих сот, состоит из атомов углерода, соединённых в шестиугольники. Даже гигантский вихрь над полюсом Сатурна принимает эту устойчивую форму». Таблицу химических элементов Дмитрий Иванович Менделеев создал в 1869 году – тогда в ней было всего 63 элемента и много пустых ячеек. Прошло 156 лет, за которые учёные открыли ещё 55 химических элементов. Последние открытия были сделаны в 2016 году, и сейчас заполнены все 118 ячеек. «Всё, что мы видим, трогаем, едим, вдыхаем и чувствуем, построено из 118 «деталей»-атомов. Разница только в том, какие из них были взяты для того или иного предмета и в каком количестве». Как появилась наша Вселенная? Почему вода не сохраняет свою форму? Существовал бы мир без солнечного света? Как оказалось электричество в теле человека и зачем оно там нужно? Что такое иллюзия Аристотеля? Читайте книгу и находите ответы на каверзные вопросы.
Изучай окружающий тебя мир. Делай открытия! За необходимой информацией приходи в библиотеки города.
Училась (что делать никогда не поздно) | |
Просмотров: 36 |