MENU

Пионеры Камчатки в годы Великой Отечественной войны

В Год  Памяти и Славы мы вспоминаем всех, кто сражался за нашу Родину, и всех, кто, оставшись в тылу, прошел через испытания войны, претерпел ту боль, что она несет. Вместе со взрослыми внесли свой немалый вклад в Победу и юные граждане нашей страны – пионеры. О трудном военном детстве камчатских ребят рассказано в этой статье.
Не все современные дети знают, кто такие пионеры, но буквально 30-40 лет назад о них было известно всем. Пионер – значит первый. Тот, кто идёт впереди, и за кем идут другие. В нашей стране в далеком 1922 году была создана детская пионерская организация. Она объединяла ребят  9 – 14 лет и  воспитывала в них умение дружить, умение трудиться и выполнять свой долг перед коллективом, умение любить Родину. Символами пионеров стали красный галстук, пионерский салют и девиз «Будь готов!»,  в ответ звучало «Всегда готов!». Чем занимались юные пионеры? – помогали взрослым строить новую жизнь, а в годы Великой Отечественной войны встали рядом со всеми на борьбу с врагом.
Известие о нападении Германии  нарушило обычное течение жизни нашего края. Перестраивали свою работу учреждения, колхозы, рыбокомбинаты, началась  всеобщая мобилизация, как военная, так и трудовая. Уходили на фронт отцы и старшие братья, на их место вставали женщины и подростки.   Лозунг военного времени «Все для фронта! Все для Победы!» потребовал полной отдачи сил от каждого, и сотни маленьких рук гордо вскинулись в пионерском салюте, символизируя готовность помочь. Создавались трудовые пионерские звенья, которые оказывали ощутимую помощь предприятиям и колхозам в выполнении ими государственных планов.
В чрезвычайно трудной военной обстановке, когда для фронта нужны были солдаты, а в тылу не оставалось трудоспособных мужчин, принимались решения о применении детского труда. Они трудились на полях на прополке и уборке урожая, на сенокосе,  на кормозаготовках. По  воспоминаниям бывшей пионерки военной поры Нины Кирилловны Москалёвой: «…работали не покладая рук на полях совхоза от зари до зари». Собирали  шиповник, ягоды и грибы,  заготавливали орех-сланец, во время путины обрабатывали и солили рыбу, выполняя и перевыполняя установленные нормы выработки. Пронченко Валентине Алексеевне из Соболевского района  в начале войны было всего 6 лет. Но она, как и многие дети, работала в колхозе: «…ухаживала за скотиной, пасла коров, варила в больших котлах турнепс для кормления животных, солила рыбу, ходила в лес за ягодами».  В те годы дети не по возрасту рано взрослели.
Для работ  по лову и обработке рыбы была введена «платная трудовая повинность». Привлекались «учащиеся средних школ,  начиная с 6-х классов во главе с учителями». Пионеры выполняли различную работу в рыболовецких бригадах, на складах рыбоконсервных заводов: подносили и подавали рыбу на пристани, работали на станках предварительной закатки,  откупоривали ящики. Продолжительность рабочего дня для учащихся была от 6 до 8 часов, в зависимости от их возраста и характера работы».
Было ребятам трудно, но они не жаловались, понимали – война.  Работали наравне со взрослыми, жили в тяжелых бытовых условиях.  В одном из решений Камчатского облисполкома от 7 июля 1943 года зафиксирована такая ситуация: «…Произведенной проверкой установлено, что Камчатторг и рыббаза мыса Зайчик к приему школьников, мобилизованных на рыбную путину, не подготовились. Палатки, в которых размещены школьники, промокают. Кроватей и топчанов не хватает, часть школьников спит по двое на одной кровати. Матрацы и наволочки для подушек не выданы, школьники спят на сырой траве, постеленной на топчаны, и без подушек. … Уборной для школьников нет совсем. Совершенно отсутствуют умывальники, школьники принуждены ходить умываться на берег бухты».
Из воспоминаний  Картакай Ленины Васильевны, бывшей ученицы средней школы № 4  г. Петропавловска-Камчатского: «Летом нас отправили работать на рыбный промысел, на мыс «Зайчик», на противоположной стороне Авачинской бухты. Мы заготавливали рыбу для фронта. Работали по 12 часов с перерывами на еду. Когда темнело, на причале подвешивали керосиновые фонари. Работали до глубокой осени, в ледяной воде мыли, разделывали рыбу, потом солили ее. Следующим летом опять работали на рыбном промысле в бухте Шлюпочная (у самого входа в Авачинскую бухту). Потом нас перевели работать на рыбалку в село Начики. После нас послали на уборку картофеля и овощей в военный совхоз в окрестностях Петропавловска. Копали полузамерзшую землю голыми руками. Руки опухали, но мы работали. Я там была бригадиром полеводческой бригады. В моей бригаде были одни семиклассники.  Учебный год в 1942 году начался в ноябре».
Помощь народному хозяйству не ограничивалась порой страды или путины.  Зимой школьники занимались сбором удобрения для полей.  В Камчатском краевом архиве хранится докладная записка Петропавловского городского комитета ВЛКСМ секретарю городского комитета ВКП(б) Александровой: «… зимой 1943-1944 гг. пионерами Петропавловского района собрано 80 ц золы, 100 ц навоза, 250 кг клубней картофеля. Самое активное участие в сборе золы приняли пионеры школы  им. Толстого. Ими собрано 35 ц золы. Больше всех собрали золы 4 отряд 4 класса, где вожатая Голованова Оля и нач. штаба отряда тов. Мещерякова Клава. Их отряд собрал 12 ц, из пионеров больше всех собрала Паплавская Валя – 2 ц.» 
Привлечение школьников к работам изменило порядок учебного процесса. Сдвинулось на 1 октября начало учебного года,  ввели уроки профессиональной подготовки: агротехники, тракторного дела, рыболовства и обработки рыбы. Для 5-10-х классов были отменены весенние каникулы. Учиться  было сложно: не хватало учителей – многие ушли на фронт, учебников мало  – один на несколько человек. Не было новых тетрадей, делали тетрадные листы из баночных этикеток, газетных полос, обложек. Приходилось их разлиновывать для уроков письма и математики, когда днем времени не хватало, линовали ночью.  По воспоминаниям ученицы школы № 16 из п. Старая Тарья Кочур Клары Степановны: «…писали на старых исписанных листах. Опускали их в кипяток, чтобы смыть чернила, сушили, и потом снова на них писали. Вместо чернил пользовались марганцовкой или ягодным соком». К радости камчатских мальчишек в школах усиленно вели военно-патриотическое  воспитание:  работали оборонные кружки, пионеры сдавали нормы на значки: «Готов к санитарной обороне»,  «Юный Ворошиловский стрелок», все хотели быть героями. Ученики уже с 8-летнего возраста получали навыки пользования средствами противовоздушной обороны. Большое внимание уделяли  строевой и лыжной подготовкам.  
Среди трудовых будней были у ребят и праздники, спектакли, елки. Из протокола № 7  педагогического совещания  учителей начальных классов школы № 1 им. Горького:
«… Во время зимних каникул в январе 1942 года провести две елки:
1 января с 12 ч. Дня – 1-2 классы; с 5 ч. Вечера 3-4 классы
3 января 1942 г. – поход детей в театр на постановку «Смелые побеждают»
 6-8 января -  занятия секций. На секциях утвердить план работы.
7 января -  экскурсия к памятнику Беринга. Беседу проводит учитель Зайцева С.В.
10 января -  лыжная вылазка для всех классов»
.
Летом, несмотря на трудности и нехватку финансов, государство заботилось об организации оздоровительного отдыха детей.  Камчатским облисполкомом были  приняты соответствующие решения: «О проведении оздоровительных мероприятий среди детей в летний период» и «Об организации дополнительных пионерлагерей». Три пионерских лагеря для учеников 3-5 классов были созданы в июле 1942 года в воинских частях п/я №№  50, 62, 8 в окрестностях Петропавловска. Но среди пионеров находились и такие патриоты, как  Петя Бобылев, Вася Афанасенко, Зина Романова и Шура Панферова из поселка Новая Тарья. Они отказались от летнего отдыха.  Решили, что раз идет война, то  больше пользы принесут стране на рыбокомбинате, и, не смотря на уговоры родителей, вместо поездки в лагерь пошли помогать разделывать рыбу. Об их поступке написала «Камчатская правда»: «Работая для фронта, они воевали с врагом».
Пионеры Камчатки принимали активное участие в сборе  средств на строительство боевых машин, на подарки воинам Красной Армии и Флота.  В 1942 году  прошли собрания и линейки, на которых ребята приняли решение все свои заработанные деньги перечислить на счёт танка «Пионер». Его построили на Горьковском заводе, затем передали танкистам. Очень радовались ребята, когда из газет узнали, что этот танк успешно бьёт немецко-фашистских захватчиков. В марте 1944 года  начался сбор на строительство эскадрильи самолетов «Камчатка-фронту». Как не вспомнить здесь имена пионеров колхоза им. Кирова, которые отдавали свои крохотные сбережения, заработанные нелегким трудом:  Попова Галя внесла 100 рублей, третьеклассник Соколов – 80 рублей, они чувствовали себя маленькими солдатами, борющимися против врага. Всего по школе собрали  3 477 рублей.  Пионеры Петропавловского района на боевые самолеты собрали около 16 тысяч рублей, кроме того собрали «9549 различных вещей,  19 кг сахару, 52 кг рису, 25 кг сухарей для подарков бойцам Красной Армии, семьям фронтовиков». Собирали продукты, теплые вещи, вязали носки, двупалые перчатки, вышивали кисеты. Каждая посылка с подарками воинам-фронтовикам сопровождалась письмом, которое не могло не задеть душу и сердце бойца. «Бейте врага», – писали ребята, – «Скорее возвращайтесь с победой!» В  некоторых письмах были и такие слова: «Мсти за папу!» Это означало, что мальчик или девочка, готовившие данный подарок, уже остались сиротами. Эти посылки с незатейливыми подарками были также дороги и необходимы солдатам, как снаряды, патроны, танки. Они поднимали их боевой дух. Они напоминали им о доме, о том, что их помнят и  ждут с победой.

В годы Великой Отечественной войны среди пионеров развернулось массовое тимуровское движение. Оно зародилось накануне войны после издания книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда».  Тимуровцами были практически все ребята нашей страны и бескорыстно помогали всем нуждающимся. Они шефствовали над семьями солдат Советской Армии, работали в фонд обороны. В Петропавловском районе действовали 28 таких команд. Из докладной записки Петропавловского горкома ВЛКСМ:  «Хорошо поставлена работа тимуровских команд. Ими была проделана большая разнообразная работа. Например, тимуровцы школы им. Толстого из команд Казакова и Нагорнова ходили пилить и колоть дрова красноармейке Кудиновой, красноармейке Тактаевой носили в детсад ребенка. Тимуровцы звена Мишина Гриши помогали красноармейке Марченко по хозяйству. Тимуровцы 4 «Б» класса в течение 3 и 4 учебной четверти шефствовали над отцом военнослужащего Качериным. Они ему носили воду, кололи дрова, ходили в магазин за хлебом. А в день 26 годовщины РККА преподнесли подарок — рис, сахар, сухари. Тимуровцами школы им. Пушкина в течение учебного года было напилено и переколото 17 кубометров дров. Убрано с огородов 36 мешков картофеля. Оказана помощь 13 семьям военнослужащих, собрано для пригородного хозяйства 1800 кг золы. Тимуровцы школы с. Вилюй шефствовали над скотом. Они ежедневно носили на скотный двор шелуху картофеля, пойло, собирали ветки. Пионеры с. Паратунка помогали колхозу ухаживать за парниками. Правление колхоза за хорошую работу объявило им благодарность».
Есть периоды в истории стран и народов, значение которых не тускнеет от неумолимого бега времени. К таким событиям относится Победа нашего народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Память о ней передается из поколения в поколение: через живых свидетелей и участников, через фотографии и документы.

Материал подготовили
Логинова Вера Владимировна, главный библиотекарь ЦГБ;
Канарейко Елена Михайловна, главный библиограф ЦДБ

Источники:

  1. Камчатская область в годы Второй Мировой и Великой Отечественной войн: Сборник документов Государственного архива Камчатского края 1939 – 1945 /Сост. В. А. Ильина, Е. П. Абрамова, И. В. Витер, А. С. Сесицкая. Под ред. В. А. Ильиной. – Петропавловск-Камчатский, 2010. – 492 с., 24 с. ил.
  2. Лысякова, Л. Н. Все для фронта! Все для Победы!: по материалам газ. Камчатская правда // Краевед. зап. / Камч. Обл. краев. Музей. – Петропавловск-Камчатский, 1971. – Вып. 3. – С. 113-121.
  3. Миронова, А. Отвечаем делами // Камчатская правда. – 1941. – 26 июля.
  4. На колхозном лове // Камчатская правда. – 1944. – 27 мая.
  5. Сесицкая, А. С. Тыловые будни военного времени: Камчатка в годы Великой Отечественной войны // Камчатский край. – 2020. – 27 мая.


Просмотров: 874
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх