MENU

Путешествие к мысу Маячному

В окрестностях Петропавловска-Камчатского располагаются многочисленные туристические достопримечательности: вулканы, горячие источники, шлаковые поля, тихоокеанское побережье с чёрным песком. Природа создала на Камчатке много необычного. А есть вблизи города интересное место, готовое рассказать любознательному туристу историю кораблевождения в Тихом океане и Авачинской бухте. Это мыс с Петропавловским маяком. Маяки всегда привлекали внимание людей своей загадочностью, исключительной архитектурой и историческими событиями, связанными с ними.

Мыс Маячный располагается в 12 км от города на северном берегу Авачинской бухты. На нём расположен основной маяк Авачинской бухты, указывающий кораблям безопасный вход из океана к берегу. Местное ительменское название мыса «Вауа». После прихода Первой Камчатской экспедиции его стали называть Дальний, а позднее – Маячный. Под этим названием он существует до сих пор. Когда мы читаем историю изучения Камчатки, вспоминаем первопроходцев, исследователей, научные экспедиции, то смотрим на полуостров глазами человека, изучающего его. А если взглянуть на эту историю глазами маяка? Попробуем?

Источник изображения

В начале XVIII века участники Первой Камчатской экспедиции обследовали путь к полуострову и прошли вдоль берегов Авачинской губы, нанеся на карты очертания берегов, мысов и возвышенностей. Были проведены первые пешие обследования самой бухты. 2 июня 1740 года впервые в истории мимо мыса, тогда ещё называвшимся урочищем Вауа, проследовал «Св. Гавриил» под командованием штурмана И.Ф. Елагина. С поставленной перед ним задачей подготовить порт для размещения кораблей Второй Камчатской экспедиции он справился, основав порт Петропавловский и построив маяк на Вауа. На первой подробной карте Авачинской губы Елагин сделал пометку: «Маяк, на котором жгут огонь в ночное время». Тогда он представлял собой простую деревянную будку для ориентирования в светлое время суток, а в ночи рядом с ним разжигали костёр. Уже в октябре 1740 года маяк встречал пакетботы «Св. Пётр» и «Св. Павел», вошедшие в Авачинскую губу и положившие начало городу. Зимой 1741 года участниками экспедиции с помощью астрономических наблюдений за спутниками Юпитера были определены точные координаты Петропавловской гавани и урочища Вауа. Именно по последнему велись в дальнейшем счисления координат плаванья и штурманская прокладка на картах русскими мореплавателями. Затишье в судоходстве и жизни маяка наступило после прекращении работы Второй Камчатской экспедиции в 1743 году. Но уже к концу XVIII века маяк указывал путь в бухту кораблям кругосветных экспедиций Д. Кука и Ф. Лаперуза, также обследовавших берега бухты и написавших немало лестных и восхищенных слов о её удобстве. Видел он и корабли секретной экспедиции И.И. Биллингса-Г.А. Сарычева. На замену сгнившему маяку возвели новое деревянное сооружение, ставшее также и местом жилья маячной команды.

Источник изображения

И снова затишье до начала XIX века. В Петропавловский порт, единственный в то время русский порт на Тихоокеанском побережье, стали заходить корабли русских кругосветных и полукругосветных (от Балтики до Тихого океана) экспедиций: И.Ф. Крузенштерна, В.М. Головкина, О.Е. Коцебу, В.М. Головнина, Ф.П. Врангеля, М.Н. Станюковича, Ф.П. Литке, Г.И. Невельского и многих других. Каждая из этих экспедиций внесла свой вклад в изучение географии Камчатского края и Дальнего востока.

А для нашего маяка в 1848 году на транспорте «Байкал» пришло современное световое оборудование, заменившее дровяное освещение маяка. Свет от ламп стал видимым на расстоянии более 20 миль. К июлю 1850 года было окончено и новое лиственничное здание маяка. Именно этот маяк, построенный по специальному проекту, стал первым маяком русского побережья Тихого океана.

Не только мирные экспедиции проходили мимо него. 17 августа 1854 года маячная команда первой встретила англо-французскую эскадру. Передав сигнал «Вижу военную эскадру в 6 судов», был дан залп из единственного орудия по неприятельскому пароходу «Вираго». После победы о маяке забыли на 30 лет.

С развитием судоходства между Петропавловском и Владивостоком, усилением крейсерской операции по охране побережий Тихого океана, маяк снова стал востребованным. Его обновили, доставив новые деревянные части конструкции из Владивостока в 1886 году, построили отдельный жилой дом для смотрителя. Установленные в 1893 году колокола звонили во время тумана. Новая башня из чугунных секций, высотой 13,8 метров была поставлена в 1897 году. Именно в таком виде он сохранился до наших дней. Светооптический аппарат, произведённый во Франции, установленный на нём в далёком 1894 году, работает до сих пор и уже стал раритетным. В XX веке к комплектации маяка добавили звукосигнальную установку — наутофон, взамен колокола и радиомаяк. В наше время установлена контрольно-корректирующую станция глобальной спутниковой навигационной системы ГЛОНАСС. С вводом этой системы местоположения судов в Авачинском заливе определяется с точностью до нескольких метров.

В Советское время на мысе размещались пограничная застава и оборонительные сооружения. Маяк находится в введении Гидрологической службы Министерства обороны, берущей свое начало с 1827 года. Тогда её первым генерал-гидрографом был вице-адмирал Гавриил Андреевич Сарычев, выдающийся российский исследователь-океанограф. Подробнее о службе Сарычева и его участии в экспедиции на Камчатку читайте в статье.

Заходя на корабле из Тихого океана в Авачинскую бухту, обратите внимание направо - на мыс Маячный и знаменитый Петропавловский маяк. Его легко отличить от прочих маяков Тихоокеанского побережья по полосатой бело-черной окраске и световому коду - 5 секунд светит огонь, 2 секунды темнота.

Сухопутные туристы могут добраться до мыса Маячного на автомобиле или пешком. Дорога идёт по живописным лесам по высокому берегу Авачинской губы, огибая бухточки с пляжами. Над Шлюпочной бухтой оборудована смотровая площадка с видом на скалы Три брата. В хорошую погоду от открывшегося панорамного вида захватывает дух! На противоположном берегу возвышается красавец вулкан Вилючинский, виден центр Петропавловска-Камчатского, до которого примерно 10 км. Потрясающе смотрятся мысы и бухточки, формирующие побережье Авачинской бухты.

Фотографии Новинской Е.В.

Не доезжая до самого мыса, есть указатель поворота на «Пианино». Это дорога на соседний мыс Вертикальный, знаменитый не только своими головокружительными видами с отвесных скал, но и настоящим музыкальным инструментом – пианино, которое доставили сюда местные энтузиасты и любители живой музыки на просторах дикой камчатской природы. Здесь же во время съёмок фильма о классической музыке, исполняемой в красивейших местах нашей страны, маэстро Юрий Башмет с камерным оркестром «Виртуозы Москвы» дал концерт на открытом воздухе для ветра, волн и чаек.  Подобные концерты в рамках совместного с РГО проекта прошли на острове Итуруп, на берегу Северного-Ледовитого океана в Мурманской области, на Куршской косе.

На самом Маячном мысе возвышается старейший русский маяк тихоокеанского побережья, ставший неотъемлемой частью камчатского полуострова и символом надежности для мореплавателей. Его изображение сохранилось на почтовых марках 1984 года. Сооружение маяка находится под охраной и не доступно для туристов. С особой осторожностью приблизившись к краю, можно увидеть скалы, с гнёздами морских птиц, почувствовать свободный ветер, запах путешествий в далёкие страны. В ненастную погоду у маяка слышен шум разбивающихся о камни волн, летают с пронзительным криком чайки, а путь в бухту скрыт туманом. Так острее понимаешь важность маяка для мореплавателя: сколько кораблей и человеческих жизней спасли сигналы маяков в штормовые тёмные ночи и туманные мглистые дни, указывая безопасный путь домой.

Фотографии Новинской Е.В.

На обратном пути можно спуститься к пляжам бухточек и позагорать, принять воздушные ванны, а  особенно смелые могут искупаться. В зимнее время, когда лес засыпает и умолкают птицы, ничто не помешает почувствовать суровый характер океана, его студёные ветры на однодневной снегоходной экскурсии.

В 2021 году РГО и ЦСИ «Маяки России» начали обследование маяков для составления рекомендаций по их реставрации и разработке проектов включения их в туристические маршруты.

Источник изображения

Литература:

  1. Витер, И. В. Город над Авачинской бухтой: (история города Петропавловска-Камчатского) : изд. к 270-летию города / Ирина Витер, Александр Смышляев ; [ил. В. В. Арцышевского и др]. - [Издание 2-е, переработанное и дополненное]. - Петропавловск-Камчатский : Новая книга, 2011. - 312, [4] с. : ил. ; 25 см. - (Библиотека «Новой книги». История Камчатки).
  2. Кусков, В. П. Краткий топонимический словарь Камчатской области: (из истории происхождения географических названий) / В. П. Кусков ; Камчатский отдел географического общества СССР. - Петропавловск-Камчатский : Дальневосточное книжное издательство, 1967. - 126, [2] с. ; 20 см.
  3. Мартыненко, Валерий. Камчатский берег: историческая лоция : [справочное издание] / Валерий Мартыненко. - Петропавловск-Камчатский : Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1991. - 190 с. : ил.

 

Путешествовала Новинская Екатерина,
библиотекарь Центральной городской библиотеки

 

Изображение к превью из открытых источников интернет.

 

Просмотров: 164
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх