09:02 Август запас три спаса припас | |
Вот уж и лето подходит к концу – август. В крестьянской жизни он пора изобилия и сытости. В полях созрели хлеба, деревья склоняются под тяжестью плодов, ульи полны мёда, душистое сено смётано в стога. На август приходятся праздники, объединённые общим смыслом ритуального вкушения «новины» – первой еды нового урожая: первого мёда, первых яблок, хлеба из новой муки. Впервые пробуя в новом сезоне какую-либо пищу, крестьяне приговаривали: «Новая новинка, старая половинка. Когда мерин мерина родит, тогда у меня живот с головою заболит», веря, что новая еда даёт здоровье. Обряды первого плода, обладающего, по поверьям, особой магической силой, относятся к дохристианскому календарному кругу. Магия первого плода, с одной стороны, связана с жертвой предкам и Богу в благодарность за урожай, а с другой – с помощью ритуала превращает продукт природы в окультуренную человеческую пищу. В православном календаре обряды первого плода совпали с тремя праздниками, посвящёнными Иисусу Христу – Спасителю (Спасу). В народе они известны как: Первый Спас – Медовый, Второй Спас – Яблочный и Третий Спас – Хлебный или Ореховый. Медовый Спас Первым или Медовым Спасом называют церковный праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 / 14 августа) и связывают его с обычаем первый раз в году вырезать медовые соты и освящать их в церкви. «На Первый Спас заламывай соты», «На Первый Спас макай в мёд ножи», – советую пчеловоды. Для «выламывания» первых сот пчеловод одевался в чистую одежду, выбирал самый богатый мёдом улей, крестился и подрезал соты. Часть первых сот он клал в новую, не бывшую в употреблении посуду и освящал их в церкви – только после этого мёд можно было начинать есть. В этот день по всей России устраивали крестные ходы к водоёмам – рекам, озёрам, источникам, где совершалось освящение воды. Поэтому Первый Спас называли Мокрым, Водным или «Спасом на воде». После водосвятия все старались искупаться, чтобы защититься от лихорадки и сглаза. Считалось, что тем, кто купается на Первого Спаса в освящённых водоёмах, «не замоленные грехи простятся». Купали также лошадей и всю скотину, чтобы предохранить от болезней. Яблочный Спас Вторым, или Яблочным, Спасом называется праздник Преображения Господня (6 / 19 августа), вспоминая о том, как Иисус Христос явился ученикам во славе Своей, преобразившись перед ними на горе Фавор (поэтому он иногда называется ещё «Спас на горе»). Ждали его с нетерпением все, особенно дети: ведь до этого дня нельзя было срывать и есть яблоки. В Яблочный Спас отбирали самые красивые яблоки, а ещё горох, картофель, репу, рожь, и несли в церковь для освящения. Освящённые продукты хранили отдельно от остальных. Рожь обязательно оставляли на семена. Первое «спасовское» яблочко считалось почти волшебным. Проглатывая первый кусок, загадывали желание, приговаривая: Что загадано, то надумано! После праздничного освящения яблок устраивали молебны в садах, и только тогда начинался повсеместный сбор и продажа яблок. На улицах проходили ярмарки и народные гулянья. Хозяйки пекли пироги с яблоками, угощали гостей, в этот день торговцы съезжались в сёла, для которых Второй Спас – Преображение Господне – храмовый праздник. Яблочный Спас – «осенины», первая встреча осени, «Второй Спас – шубу припас», «Пришёл второй Спас – бери рукавицы про запас». По нему определяли погоду: сухой день – сухая будет осень. «Каков Яблочный Спас, таков и январь». Завершался праздник «провожанием заката». Вечером все выходили в поле и провожали солнце прощальными песнями. Хлебный Спас Третий Спас – Спас Нерукотворный (он ещё назывался Хлебный, Ореховый, Холщёвый или «Спас на полотне») – отмечается церковью как день Перенесения из Едессы в Костантинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 / 29 августа). Третий Спас был отмечен ярмарками, на которых торговали полотном и холстами: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – холсты продают». В некоторых местах с Третьим Спасом связывалось окончание жатвы и приурочены к нему обряды. Поэтому его и назвали Хлебным Спасом: «Третий Спас – хлеба припас», «Хорошо, коли Спас на полотне – хлебушко на гумне». Ореховым Третий Спас называли потому, что с этого дня начинался сбор орехов. Между медовым и яблочным Спасом Людмила Кузнецова
Окунулась в историю праздников Использованные источники
| |
|