MENU
Главная » 2022 » Август » 24 » Август запас три спаса припас
09:02
Август запас три спаса припас

Вот уж и лето подходит к концу – август. В крестьянской жизни он пора изобилия и сытости. В полях созрели хлеба, деревья склоняются под тяжестью плодов, ульи полны мёда, душистое сено смётано в стога. На август приходятся праздники, объединённые общим смыслом ритуального вкушения «новины» – первой еды нового урожая: первого мёда, первых яблок, хлеба из новой муки. Впервые пробуя в новом сезоне какую-либо пищу, крестьяне приговаривали: «Новая новинка, старая половинка. Когда мерин мерина родит, тогда у меня живот с головою заболит», веря, что новая еда даёт здоровье.

Обряды первого плода, обладающего, по поверьям, особой магической силой, относятся к дохристианскому календарному кругу. Магия первого плода, с одной стороны, связана с жертвой предкам и Богу в благодарность за урожай, а с другой – с помощью ритуала превращает продукт природы в окультуренную человеческую пищу.

В православном календаре обряды первого плода совпали с тремя праздниками, посвящёнными Иисусу Христу – Спасителю (Спасу). В народе они известны как: Первый Спас – Медовый, Второй Спас – Яблочный и Третий Спас – Хлебный или Ореховый.

Медовый Спас

Первым или Медовым Спасом называют церковный праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1 / 14 августа) и связывают его с обычаем первый раз в году вырезать медовые соты и освящать их в церкви. «На Первый Спас заламывай соты», «На Первый Спас макай в мёд ножи», – советую пчеловоды. Для «выламывания» первых сот пчеловод одевался в чистую одежду, выбирал самый богатый мёдом улей, крестился и подрезал соты. Часть первых сот он клал в новую, не бывшую в употреблении посуду и освящал их в церкви – только после этого мёд можно было начинать есть.

В этот день по всей России устраивали крестные ходы к водоёмам – рекам, озёрам, источникам, где совершалось освящение воды. Поэтому Первый Спас называли Мокрым, Водным или «Спасом на воде». После водосвятия все старались искупаться, чтобы защититься от лихорадки и сглаза.

Считалось, что тем, кто купается на Первого Спаса в освящённых водоёмах, «не замоленные грехи простятся». Купали также лошадей и всю скотину, чтобы предохранить от болезней.

Яблочный Спас

Вторым, или Яблочным, Спасом называется праздник Преображения Господня (6 / 19 августа), вспоминая о том, как Иисус Христос явился ученикам во славе Своей, преобразившись перед ними на горе Фавор (поэтому он иногда называется ещё «Спас на горе»).

Ждали его с нетерпением все, особенно дети: ведь до этого дня нельзя было срывать и есть яблоки.

В Яблочный Спас отбирали самые красивые яблоки, а ещё горох, картофель, репу, рожь, и несли в церковь для освящения. Освящённые продукты хранили отдельно от остальных. Рожь обязательно оставляли на семена.

Первое «спасовское» яблочко считалось почти волшебным. Проглатывая первый кусок, загадывали желание, приговаривая:

Что загадано, то надумано!
Что надумано, то сбудется!
Что сбудется – не минуется!

После праздничного освящения яблок устраивали молебны в садах, и только тогда начинался повсеместный сбор и продажа яблок.

На улицах проходили ярмарки и народные гулянья. Хозяйки пекли пироги с яблоками, угощали гостей, в этот день торговцы съезжались в сёла, для которых Второй Спас – Преображение Господне – храмовый праздник.

Яблочный Спас – «осенины», первая встреча осени, «Второй Спас – шубу припас», «Пришёл второй Спас – бери рукавицы про запас». По нему определяли погоду: сухой день – сухая будет осень. «Каков Яблочный Спас, таков и январь».

Завершался праздник «провожанием заката». Вечером все выходили в поле и провожали солнце прощальными песнями.

Хлебный Спас

Третий Спас – Спас Нерукотворный (он ещё назывался Хлебный, Ореховый, Холщёвый или «Спас на полотне») – отмечается церковью как день Перенесения из Едессы в Костантинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа (16 / 29 августа).

Третий Спас был отмечен ярмарками, на которых торговали полотном и холстами: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – холсты продают». В некоторых местах с Третьим Спасом связывалось окончание жатвы и приурочены к нему обряды. Поэтому его и назвали Хлебным Спасом: «Третий Спас – хлеба припас», «Хорошо, коли Спас на полотне – хлебушко на гумне». Ореховым Третий Спас называли потому, что с этого дня начинался сбор орехов.

Между медовым и яблочным Спасом
Август прольёт благодать.
Яблоки с золото-рыжим раскрасом
Стану в подол собирать.
И понесу их, сутулясь до дома.
Сердце сожмётся в груди –
Солнечный мальчик под вечер медовый
встретится мне на пути.
Яблоки рухнут на землю, а в небе
будет весь сад распростёрт…
Песня неспетая, ясная небыль,
Не запылавший костёр!..

Людмила Кузнецова

 

Окунулась в историю праздников
Ольга Николаевна Кравцова
заведующая библиотекой-филиалом №3

Использованные источники

  1. Межиева, М. В. Праздники на Руси: [для сред. шк. возраста] / Марина Межиева. – Москва .: Белый город, 2010. – 47, [1] с. : цв. ил., портр. ; 27 см. – (История России)
  2. Левкиевская, Е. Е. Русские праздники / Елена Левкиевская ; худож. Вера Павлова.  – Санкт-Петербург. : Москва.: Речь, 2016. – 143 [1] с. : цв. ил. ; 31 см. – (Речь о России)
  3. Три Спаса августа: мед, яблоки, хлеб // Культура.РФ – гуманитарный просветительский проект : [официальный сайт]. – дата обращения 21.08.2022 г.
  4. Праздники и обряды русского народа // Интернет-журнал Xreferat : [официальный сайт]. – дата обращения 21.08.2022 г.
  5. Христианские праздники // Интернет-журнал findOUT : [официальный сайт]. – дата обращения 21.08.2022 г.

 

Спас: медовый, яблочный, ореховый

Просмотров: 787 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/6
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх