MENU
Главная » 2022 » Июнь » 22 » Человек уходящего лета: к 155-летию со дня рождения Арсения Тарковского
03:48
Человек уходящего лета: к 155-летию со дня рождения Арсения Тарковского

Жизнь Арсения Тарковского охватила практически весь двадцатый век – с 1907 до 1989 года. Он родился 25 июня 1907 года в Елисаветграде Херсонской губернии в семье, где царила беззаветная любовь к детям. И сам Арсений Александрович убеждён: «У детей должно быть золотое детство. У меня оно было…». Любовь к литературе ему привил отец, образованный человек, владеющий несколькими языками, он переводил и пробовал писать сам. Вместе с ним Арсений посещал поэтические вечера известных поэтов Серебряного века – К. Бальмонта, И.Северянина, Ф. Сологуба.   Свободно владея восточными языками, Арсений Тарковский перевёл на русский язык большое количество произведений грузинских, туркменских, азербайджанских поэтов. А свой собственный сборник стихов «Перед снегом» впервые опубликовал лишь в 55 лет. В этом же 1962 году его сын, кинорежиссёр Андрей Тарковский, получил главный приз венецианского фестиваля за фильм «Иваново детство». 

Первая стихотворная строчка появилась у Арсения в шестилетнем возрасте, когда он, переполненный любовью и благодарностью к отцу, не знал, как её выразить: «Приехал папа из Одессы, морской водички мне привёз». Над его детскими стихами не смеялся лишь доктор Афанасий Иванович, он «обсуждал их и читал ему стихи Григория Сковороды». В годы Гражданской войны игрушками Асика были гранаты, пистолеты, патроны: «Бронепоезд был для нас более реальным, чем гимназия. У мальчишек выходить на улицу, если ты не вооружён с ног до головы, считалось просто неприличным». Страсть к стихотворчеству овладела им в 1920-х годах, в 14 лет он «верил, что стихи надо писать на античные темы и античными строфами». Приехав в Москву в восемнадцать лет, Арсений учится на Высших литературных курсах при Всероссийском союзе поэтов. Личность и творческая индивидуальность поэта формировались в эпоху великого перелома миропорядка, он стал свидетелем рождения Нового мира. Вся поэзия Тарковского наполнена музыкой того времени. Он общался с крупнейшими поэтами 20-х годов, набирался опыта у Осипа Мандельштама, Анны Ахматовой, Бориса Пастернака. Его называли «последним поэтом Серебряного века», но вместе с тем он открыл новую страницу русской литературы XX века.

Значительной фигурой, поэтически близкой для начинающего поэта была Марина Цветаева. Тарковский стал ей другом, понимал и поддерживал её. Стихотворения, посвященные Цветаевой, написанные в разные годы, при переиздании выделены в отдельный цикл.

Всё наяву связалось – воздух самый

Вокруг тебя до самых звезд твоих,

И поясок, и каждый твой упрямый

Упругий шаг, и угловатый стих.

Судьба подарила ему 20 лет дружбы с Анной Ахматовой, вместившие в себя беседы и споры, встречи и письма. Многие вспоминают, что о поэтическом даре Тарковского услышали именно от неё.

В 1942 году Тарковский был военным корреспондентом газеты «Боевая тревога», писал заметки, небольшие юмористические рассказы и стихи, которые очень любили солдаты. После тяжелого ранения, он лишился ноги, но продолжает работать, занимается переводами, готовит к изданию сборник «Стихотворения разных лет». Готовый сборник в печать не попал – произведения, не соответствующие духу времени, не упоминающие партию или Сталина, считались безыдейными и пустыми. Но Арсений Александрович никогда не служил системе, он был настоящим аристократом духа. Эту неудачу Тарковский переживал очень тяжело, долгое время писал в стол, замкнулся, занимаясь лишь переводами:

Для чего я лучшие годы

Продал за чужие слова?

Ах, восточные переводы,

Как болит от вас голова.

Но в 1962 году выходит его первый сборник «Перед снегом», на который Анна Ахматова откликнулась восторженной рецензией: «Эти, долго ждавшие своего появления, стихи поражают рядом редчайших качеств, …слова, которые мы как будто произносим каждую минуту, делаются неузнаваемо облачёнными в тайну и рождающими неожиданный отзвук в сердце. Этот новый голос в русской поэзии будет звучать долго».

У каждого поэта есть своя главная метафора – название стихотворения или строка, которая сквозит во всем его творчестве. У Бориса Пастернака –  «Февраль! Достать чернил и плакать!» – это время пробуждения, время перехода, когда всё только начинает строиться. А у Арсения Тарковского – «Вот и лето прошло». Он – человек лета, лета наполненного теплом и домашними ласками. Но лето недолговечно, и в его поэзии звучит тревога, что счастливое тепло хрупко, трепещет под угрозой надвигающейся осени.

Стихи поэта впервые прозвучали в известных фильмах его сына, Андрея Тарковского: «Зеркало», «Сталкер», «Ностальгия». Одно из самых точных стихотворений о любви «Первые свидания» сам автор прочитал в «Зеркале»:

Сама ложилась мята нам под ноги,

И птицам с нами было по дороге,

И рыбы подымались по реке,

И небо развернулось пред глазами…

Андрей говорил об отце, что он – «поэт, для которого самое важное – его внутренняя духовная концепция жизни». В его поэтическом мире соседствуют исторические личности и наши современники, библейские легенды и были Великой Отечественной. Особое место занимает любовная лирика, позволяющая понять внутренний мир автора.

В жизни Тарковский был прост, естественен, даже застенчив, никакой величавости, никакой дистанции. Он любил юмор и хохотал, как ребенок, а в кругу друзей мог позволить себе шалость. Он обладал таким заразительным жизнелюбием, что находящийся рядом с ним ощущал крылья за спиной, о которых и не подозревал.

Арсений Тарковский за свою долгую жизнь разделил все беды и радости с родной страной, хотя она долгое время не подозревала, что он у нее есть – настоящий русский поэт.

Я жизнь люблю и умереть боюсь,

Взглянули бы, как я под током бьюсь

И гнусь, как язь в руках у рыболова,

Когда я перевоплощаюсь в слово.

Но я не рыба и не рыболов.

И я из обитателей углов,

Похожий на Раскольникова с виду.

Как скрипку, я держу свою обиду.

Терзай меня – не изменюсь в лице.

Жизнь хороша, особенно в конце,

Хоть под дождем и без гроша в кармане,

Хоть в Судный день – с иголкою в гортани.

А! Этот сон! Малютка-жизнь, дыши,

Возьми мои последние гроши,

Не отпускай меня вниз головою

В пространство мировое, шаровое! («Малютка-жизнь», 1958)

 

Попробуйте среди предложенных стихотворений разобраться,  кому они были посвящены.

 

 

Список литературы:

  1. Педиконе, Паола. Тарковские. Отец и сын в зеркале судьбы / Паола Педиконе, Александр Лаврин. – Москва : ЭНАС, 2008. – 406, [2] с. : ил., портр., факс. ; 21 см. – (Persona nota).
  2. Тарковский, А. А. Избранное / А. А. Тарковский. – Смоленск : Русич, 2000. – 448 с. – (Библиотека поэзии).
  3. Филимонов, В. П. Алексей Тарковский. Человек уходящего лета / Виктор Филимонов. – Москва : Молодая гвардия, 2015. – 419, [13] с., [8] л. портр. ; 21 см. – (Жизнь замечательных людей : ЖЗЛ : сер. биогр. ; вып. 1748 (1548)).

 

Материал подготовила Тимченко Лариса,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки

Просмотров: 695 | Добавил: lesgusly | Теги: Серебряный век русской литературы, 155 лет, Арсений Тарковский. Малютка - жизнь, Поэт | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх