09:04 «Цветные точки Жоржа Сёра»: творчество французского художника | |
2 декабря 1859 года в Париже в семье юриста из Шампани Антуана-Кризостома Сёра родился сын, которого назвали Жорж-Пьер. В раннем детстве воспитанием мальчика занималась мать, чуть позже – частные учителя. Семья была обеспеченной, и поэтому у детей Сёра не было препятствий на пути к исполнению желаний. У Жоржа-Пьера душа лежала к искусству. Подросток учился в муниципальной школе живописи, чтоб развивать свой талант. Освоив классические скульптурные техники, молодой человек некоторое время копировал работы античных мастеров. Тогда же он начал рисовать, подражая известным художникам. На уроках колористики начинающего художника заинтересовала такая тема, как «теория контрастов». Именно она стала основой для дальнейшего творчества Сёра. Но в 1879 году отец определил юношу в военную академию. Военная служба Жоржа интересовала меньше всего, и через год он возвратился домой. Вместе со своим школьным приятелем Эдмоном Аман-Жаном молодой художник арендовал студию, где в следующие три года совершенствовал навыки и оттачивал мастерство, изучая технику монохромного рисунка. В 1883 году Жорж Сёра начал писать полотно «Купальщики в Аньере». Стиль исполнения и цветовую гамму он взял у импрессионистов. Синьяк отозвался о работе так «Эта картина была написана большими плоскими мазками, находившими один на другой и взятыми с палитры, составленной, как у Делакруа, из чистых и земляных красок. Охры и земли затемняли колорит, и картина казалась менее яркой, чем картины импрессионистов, написанные красками спектра. Но соблюдение контраста, систематическое разделение элементов – света, тени, локального цвета, – правильное соотношение и равновесие придавали этому холсту гармонию». Чуть позже художник пользовался другой техникой рисования, намеренно искажая и утрируя фигуры. Чтобы найти нужный цвет и тон для своих полотен, Сёра делал множество набросков. Но кропотливый труд не был оценён. Ранние работы художника подвергались критике, и ни один парижский салон их не принимал. Глубоко разочарованный Сёра вместе с другими мастерами создал Общество независимых художников, в которое входили: Винсент ван Гог, Матисс, Гоген и др. Чтоб привлечь внимание к своим работам, Сёра придумал новую технику, которую назвал пуантилизм (фр. рointillisme – «точечность», point – точка). Самая известная картина, выполненная в технике пуантилизма, – «Воскресный день на острове Гранд-Жатт». Огромное полотно размером 2х3 метра было представлено на восьмой выставке импрессионистов и собрало весьма противоречивые отзывы. Английский искусствовед Феликс Фенеон назвал метод рисования Жоржа Сёра неоимпрессионизмом. Картина была показана ещё на двух выставках, и на каждой к полотну Сёра было невозможно подойти. Эффект смешения красок и плавного перетекания одного цвета в другой удивили и заинтересовали публику. Это был триумф художника! Вскоре появились подражатели методу Сёра. Такие художники, как Лотрек, Гоген, Ван Гог, Писсарро, Синьяк и многие другие начали писать свои полотна в технике пуантилизма. С одной стороны ему льстило такое внимание со стороны коллег, с другой – злился на них за то, что они «воруют» его метод. Через некоторое время интерес к пуантилизму угас. Но Жорж Сёра остался верен своей технике и создал ещё несколько картин. В последние годы жизни Жорж Сёра жил в гражданском браке со своей натурщицей – белошвейкой Мадлен Кноблох. Свою пассию Сёра изобразил на картине «Пудрящаяся женщина». В 1890 году женщина родила художнику сына, которого назвали Пьер-Жорж. Сына и возлюбленную Жорж представил родным только за несколько дней до своей смерти. По злому року судьбы сын пережил своего отца всего на две недели. Последняя картина «Цирк» осталась незавершённой. Всё действо показано как бы глазами клоуна, изображённого на переднем плане картины со спины. Сёра запечатлел единственный момент движения, работая всего тремя цветами: красным, жёлтым и синим. Художника не стало 29 марта 1891 года. Он умер от неустановленной инфекционной болезни. Всё его творческое наследие составило около сорока картин. Детище Жоржа Сёра – неоимпрессионизм – был подобен волне, стремительно влившись в мировую живопись, он оказал огромное влияние на творчество многих художников. По прошествии времени можно с уверенностью сказать: Жорж-Пьер Сёра – гений, творчество которого к сожалению не всеми было понято и принято.
Использованные источники:
Материал подготовила Анна Шишкова, | |
|