08:55 Викторина из цикла «Дети Севера»: культура эвенов | |
К числу коренных жителей Камчатки относят эвенов. Этот кочевой народ в далекой истории, ещё в первом тысячелетии н.э., населял обширные пространства Восточной Сибири и являлся составной частью тунгусских племен из Прибайкалья. Приход русских в Восточную Сибирь в ХVII в. подтолкнул эвенов к продвижению и освоению новых земель. Так они оказались на севере Камчатки, а затем в центральной её части. На Чукотке и на Камчатке их называют ламутами, т. е, «живущие возле моря». Предки этого народа, переселившись на Камчатку, занялись оленеводством, но в отличие от коряков предпочитали выпасать небольшие стада в 500-700 голов. Эвены вывели свою породу домашнего оленя, отличающуюся большим ростом, силой и выносливостью, эти животные высоко ценились у других народов. С раннего детства детей обучали верховой езде, в совершенстве овладевать мастерством приручения оленя. В 5-6 лет дети ездили верхом самостоятельно, мальчики в мужском седле, девочки в женском. Жили они вдали от селений в отдельных, переносных юртах и приходили в селение только для приобретения необходимых припасов у торговцев. Селились разрозненно, приспосабливаясь к образу жизни тех народов, среди которых они жили. Образование стойбищ было связанно с объединением родственников и соседей в единое сообщество, многоженство присутствовало, но очень мало. Старшие, когда достигали преклонного возраста и теряли трудоспособность, кочевали вместе с женатыми сыновьями, внуками, племянниками. Большое значение придавалось рождению детей. Особое отношение членов общины проявлялось во время беременности женщины. Её обязанности распределялись между другими членами стойбища. Рождение ребенка сопровождалось своеобразными ритуалами и особыми правилами. К детям относились с большой нежностью. Глава общины осенью определял место летней пастьбы, куда перекочевывало всё стойбище. В качестве средства передвижения использовали оленей. Первым в караване ехал глава, за ним упряжки с грузовыми нартами. Потом жена с детьми на оленях, (у маленьких детей были специальные детские седла, в них они спали и играли), за ней остальные женщины. Каждая вела за собой распределенных поровну вьючных оленей. Замыкал караван олень, который вёз детали каркаса жилища. В охоте им не было равных среди других народов. Главными объектами охоты были дикий олень, лось, горный баран, кабарга. С особым почтением относились к соплеменникам, которые охотились на медведя. Если охота завершалась успешно, то по этому поводу проводился «Медвежий праздник». На медведя охотились только при необходимости, с особыми правилами и обрядами, что было связано с почитанием этого животного. Кости и череп убитого медведя эвены с почетом клали на высокий погост – делбургэ. Орудием для охоты служили: лук, копьё, копьё-пальма, нож, самострел, ловушка-пасть и ружьё. Охотились верхом на оленях, на лыжах-голицах и подклеенных мехом, гоньбой, скрадом, с оленем-манщиком, охотничьей собакой. Собак в основном использовали на охоте, причем старались каждую собаку «натаскать» на одного зверя. Ламутские собаки высоко ценились и пользуются спросом и сейчас. На протяжении веков эвены трепетно относятся к сохранению обычаев. В целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, истории и культуры северных народов предлагаем пройти викторину, посвящённую эвенам.
Использованные источники:
Также читайте на сайте библиотеки: «После праведных трудов каждый к празднику готов»: о праздниках камчатских народов; Корякская одежда «Мода от природы» Материал подготовила Валентина Шагенова, На сайте библиотеки открыт раздел, посвящённый Году культурного наследия народов России.
| |
|