MENU
Главная » 2022 » Июль » 1 » «Это было недавно, это было давно…»: к 15-летию образования Камчатского края
09:07
«Это было недавно, это было давно…»: к 15-летию образования Камчатского края

1 июля – День Камчатского края. Праздник официально учрежден 15 лет назад. Но три с лишним столетия прошло с того времени, как земля, называемая Камчаткой, стала частью Российского государства. 285 лет назад ее изучал молодой ученый С.П. Крашенинников. Еще тогда немало достоинств нашел он здесь. Хлеб родить может, травы растут сочные, места ровные есть, овощи дают урожай, к торговле с соседними странами положение удобное, мест для стоянки судов достаточно. Только трудиться надо честно и добросовестно, к природе и ее дарам относиться бережно. Так и поступали жители первых русских поселений, появившихся на месте будущего Вилючинска 170 лет назад.

Первые переселенцы Лазаревы, Мурашовы, Мутовины и Яковлевы приехали сюда из Восточной Сибири. Путешествие было долгим и непростым, в дорогу взяли с собой все, что можно было увезти: домашнюю утварь, скот, семена. Трудно было обживаться на новом месте, многому пришлось учиться, и не сразу все получалось. Постройка рыболовных запоров, заготовка рыбы, управление батом, нартой – все это требовало определенной сноровки. Постепенно узнавали условия камчатского климата. Первое время не знали, когда, в каком месяце начинать посадку, и что будет родить камчатская земля. Кроме картошки много сажали репы, на зиму ее квасили, как капусту, зимой варили из нее похлебку. Рыбу научились ловить ительменским способом, ее солили и коптили, заготавливали юколу. Узнали секрет, что если сушить ее в хорошую погоду, то продукт получается без запаха и является сытной и вкусной пищей. Ели ее как самостоятельное блюдо или толкли в деревянной ступке, добавляли немного красной икры, ягоды брусники или шикши, кедровые орешки, иван-чай и получали очень полезную и вкусную пасту. Заправляли это блюдо растопленным нерпичьим жиром. Считалось, что от такого кушанья все мужчины и женщины молодеют. Варили рыбий жир: рыбьи головки хорошо промывались в речке, складывались в большие котлы и на медленном огне очень долго варились. Верхний слой жира снимали в другую посуду, снова его на медленном огне кипятили, затем сливали в жестяные банки, бросив на дно немного соли. Хорошая трудолюбивая хозяйка на Камчатке заготавливала много такого рыбьего жира, который долго хранился и шел для приготовления разных блюд, особенно любили его есть с печеной картошкой. Больше других ценился жир сельди. Икру из-за дороговизны соли солили мало, больше сушили, зимой ее ели с вареной в мундирах картошкой или репой. Никто не отправлялся в дорогу или на охоту без сушеной икры, так как это очень питательный продукт. С ней охотник долго мог продержаться, не имея с собой другого провианта. Рыбы заготавливали много, но не на продажу, а только для себя, столько, чтобы хватило на целый год для пропитания семьи и на корм ездовым собакам.

Жили в рубленных из местного тополя домах. Снаружи они были невелики и неказисты, но внутри очень уютны и хорошо обставлены. Обязательно в доме были кухня, столовая или горница, спальня, а то и две. В столовой стоял большой обеденный стол, жили большими семьями, обедать садилось много людей, еще обычай был – пригласить к столу каждого, кто бы ни пришел в дом. Зимними вечерами ставили на середину стола большую керосиновую лампу, и вся семья садилась вокруг, каждый занимался своей работой. Мужчины строгали ножами полозья для нарт, женщины шили торбаза. Изготавливали их из кожи, а наколенники к ним шили из сукна и вышивали.

Жители поселения занимались охотой на пушного зверя, рыбной ловлей и домашним хозяйством. Каждая семья держала корову, много было лошадей, но работали на них мало, использовали их как летний вид транспорта. Зимой передвигались на собачьих упряжках.

Деньги зарабатывали добытой на охоте пушниной. С января по всей Камчатке разъезжали агенты, доверенные торговых фирм, скупавшие шкурки соболя, лисиц, горностая, выдры. За вырученные деньги охотники покупали муку, сахар, крупы, керосин и мануфактуру. При охоте на соболя существовали ограничения, с 1 апреля по 1 октября охота была запрещена (животные выводили потомство). За соблюдением этих правил следили сами жители. Весной охотились на медведя, его шкура шла на подошвы, ремни, мясо засаливали впрок. На морского зверя – нерпу, лахтака охотились осенью, чтобы обеспечить себя шкурами для изготовления лыж, ремней, алыков (упряжь, шлейки) для собак.

Люди хорошо трудились и весело отмечали праздники. На Масленицу запрягали собак в нарты-куторки. Нарты делали двух видов: красивые, праздничные для катания и поездок в гости, другие для хозяйственных нужд – дровянки, на них возили различные грузы. В праздник на нарты стелили медвежью шкуру, сзади под спину обязательно полагалась белая подушка с кружевами, с красной подкладкой. Садились с женами, ребятишками, сверху укрывались одеялами и ехали кататься. Нарта – крашеная, остол (шест для управления нартами) – крашеный, алыки у собак из пареной белой нерпичьей шкуры, вышитые черной ниткой. Рисунок вышивки был простой, но по рисунку и по подвешенным металлическим украшениям (висюльки из звонкой стали), которые позвякивали при езде, всегда узнавали хозяина нарты собак. Бывало, задолго до возвращения отцов, уехавших в город, ребятишки, одевшись, выбегали на улицу, прислушивались, звон чьих висюлек слышен, чей отец первым возвращается, гостинцы и подарки везет.

К столу на праздник выставлялись всевозможные рыбные закуски: соленые лососевые брюшки, вкусный, необыкновенно запашистый балычок (коптили на ольховых веточках). Подавали кетовые соленые головки, нарезанные на тонкие пластинки острым ножом, сальтисон из рыбьих молок с кусочками печени и сердечек и всеми любимое блюдо – фаршированные гольцы, зарумяненные в русской печи, их посыпали луком, черемшой, морковной травой. На Камчатке было очень много уток, и блюда из них так же, как и из рыбы, были на столе каждого камчадала в обязательном порядке. А каких только пирогов не пекли: и с картошкой, и с мясом, и с брусникой, и с княженикой.

Большим летним праздником был Ильин день, отмечали его 2 августа (по новому стилю). Как и по всей России, обязательным обрядом этого дня была коллективная трапеза. На пикник готовили слоеные рыбные пироги, ватрушки, шаньги. Главным блюдом всегда был сдобный, аппетитный пирог с чавычей. Брали чайники, расстилали скатерти и садились в общий круг. Водка на таких пикниках не полагалась, ею мужчин угощали только зимой. Заканчивалось все гуляньем молодежи, играми, хороводами и песнями.

Любимым всеми танцем была разновидность кадрили – восьмерка. Многие кавалеры очень искусно водили своих дам в танце. Это был своеобразный пляс-ритуал. Тот, кто водит (ведущий), через каждые два такта музыки подавал разные команды: «только с переборами», «простая полька», а заканчивался танец командой «полька - веревочка». Если позволяло помещение, ведущий «веревочкой» водил танцующих по комнатам. Не позволяет помещение, так для смеху выведет на улицу, вернется с ними обратно в дом и закончит пляску полькой. А по воскресеньям у молодежи была традиция – ходить по улице с песнями под гармошку.

Этот текст составлен по воспоминаниям Марии Владимировны Захаровой из рода Яковлевых. Она была интересным собеседником, знала множество поговорок, прибауток, услышанных в детстве от своей бабушки. Любила вспоминать об известных людях, с которыми встречалась на жизненном пути. В ее детстве у них в доме бывал Георгий Матвеевич Елизов, другом мужа был Георгий Поротов, часто игравший с ним дуэтом на мандолине. Сама Мария Владимировна дружила с известным биологом Фаиной Крогиус и всю жизнь бережно хранила ее подарок – 6 том избранных сочинений ученого и исследователя Камчатки В.Л. Комарова (1908-1909 гг.), где описана их заимка и помещена фотография отца. Ее дневниковые записи заканчиваются словами: «…Мне хочется оставить на память моим детям внукам и правнукам описание, какой была их родина Камчатка когда-то». Семейные архивы – это живая история. И ценность представляют не только автобиографические записки людей известных, так как они, как правило, всегда публикуются, а воспоминания людей самых обычных. Ведь они являются средством закрепления исторической памяти общества.

Источники:

  1. Захарова М. В. Воспоминания (записанные со слов бабушки М.Н. Сахаровой и матери Ф.П. Маториной). – Вилючинск, 1995. – 5 л. (несброшюр.)
  2. Вилючинск: сборник документов, фотографий, воспоминаний / (Сост. Р.Е. Рагулина). – Петропавловск-Камчатский, 2000. – 174 с.
  3. Завойко С. В. Воспоминания (сына губернатора В. С. Завойко) // Камчатка: литературно-художественный сборник. – Петропавловск-Камчатский, 1993. Выпуск 16. – С.109-110.
  4. Комаров В. Л. Путешествие по Камчатке в 1908-1909 гг. –Петропавловск-Камчатский, 2008. – 429 с.
Материал подготовила
Вера Владимировна Логинова,
главный библиотекарь Центральной городской библиотеки
Просмотров: 301 | Добавил: Timson | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Дом культуры МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх