08:59 У всякого народа – свой кафтан: викторина о русском народном костюме. | |
Русский костюм был достаточно уникален, значительно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни крестьянина. В наше время национальные костюмы служат многим целям: они позволяют сохранить культурное наследие страны, вызывают интерес к истории, объединяют граждан одной страны. Национальные костюмы применяются на этнических и культурных фестивалях, национальных праздниках, свадьбах, выступлениях танцевальных коллективов, в них одевают кукол, изображающих какую-либо национальность. Рубаха – что вторая кожа. Главный элемент старинного костюма – рубаха. Именно к ней привлекается внимание, в неё вложен труд, вкус, художественный талант народных мастериц. Именно рубахе (станине, станушке) придавали священный смысл оберега, «второй кожи» человека. Новорожденного ребёнка заворачивали в рубашку: мальчика – в отцовскую, девочку – в материнскую. Нижняя часть женской рубахи (ниже груди), называвшаяся станом, отличалась прочностью, её шили из простой ткани, обычно домашнего изготовления. Верхнюю часть – «рукава» – изготавливали из более тонкой и нарядной материи, с вышивкой или другой отделкой. Обязательным элементом крестьянского костюма был пояс. Мужчины подвязывали им рубахи, женщины – простые сарафаны (нарядные, из штофа или бархата, не подпоясывали, перетягивая лишь рубахи под ними). В любом случае пояса обязательно присутствовали в костюме, защищали по поверью человека от злой силы. Женщины помимо поясов носили также передники – запоны или занавески. Душегрея душу греет. Верхняя часть традиционного праздничного женского костюма – короткая душегрейка на широких лямках. Шили её из дорогих плотных тканей. В холодную погоду на сарафан или рубашку надевали душегрею с длинными рукавами, подбивали её беличьим мехом. Со временем душегрейку сменил более практичный шугай – короткая верхняя кофта на застёжках. Изготавливали её из сукна и утепляли ватином. Красоту снимешь – шамшуру наденешь. Женские головные уборы в России разделялись на девичьи и женские. Это относилось и к причёске: девушки ходили с распущенными или заплетёнными в одну косу волосами, не покрывая головы. А замужние женщины заплетали волосы в две косы, которые укладывали вокруг головы, а затем надевали повойник, кичку или шамшуру. Поверх головных уборов женщины надевали платки, которые часто завязывали на затылке. Со временем они вышли из употребления, но привычка что-то надевать под верхний платок сохранялась довольно долго. Лапти хорошо – а сапоги лучше. Наверное, каждый думает, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь они были распространены преимущественно среди крестьян Европейской России. Такую обувь делали из древесной коры преимущественно липы, ивы. Лапти приходили в негодность очень быстро, иногда за неделю. Поэтому подходящий материал для плетения лаптей нужен был в огромном количестве. В Сибири липы почти не было, поэтому лапти не знало даже беднейшее крестьянство. А вот выделка кожи в этих краях имела широкое распространение. Повседневным видом обуви и мужчин, и женщин были чирки – мягкие кожаные туфли, которые надевали на суконные или вязаные чулки. Русская красавица – крестьянка, одетая в свой многослойный наряд, выглядела величаво, торжественно. Всегда очень важно, что у человека за душой. А за ней стояла родная природа, от которой русский человек себя не отделял, великий народ с большим историческим и духовным опытом. Именно это и отразилось в национальных костюмах. Предлагаем ответить на вопросы тест-викторины «У всякого народа – свой кафтан».
Список использованной литературы:
| |
|