MENU
Главная » 2022 » Декабрь » 20 » У всякого народа – свой кафтан: викторина о русском народном костюме.
08:59
У всякого народа – свой кафтан: викторина о русском народном костюме.

Русский костюм был достаточно уникален, значительно отличался от других, удачно соответствовал образу жизни крестьянина.

В наше время национальные костюмы служат многим целям: они позволяют сохранить культурное наследие страны, вызывают интерес к истории, объединяют граждан одной страны.
Народные мотивы используются в меблировке, дизайне жилья и, естественно, одежде.

Национальные костюмы применяются на этнических и культурных фестивалях, национальных праздниках, свадьбах, выступлениях танцевальных коллективов, в них одевают кукол, изображающих какую-либо национальность.

Рубаха – что вторая кожа.

 Главный элемент старинного костюма – рубаха. Именно к ней привлекается внимание, в неё вложен труд, вкус, художественный талант народных мастериц. Именно рубахе (станине, станушке) придавали священный смысл оберега, «второй кожи» человека. Новорожденного ребёнка заворачивали в рубашку: мальчика – в отцовскую, девочку – в материнскую. Нижняя часть женской рубахи (ниже груди), называвшаяся станом, отличалась прочностью, её шили из простой ткани, обычно домашнего изготовления. Верхнюю часть – «рукава» – изготавливали из более тонкой и нарядной материи, с вышивкой или другой отделкой.

Обязательным элементом крестьянского костюма был пояс. Мужчины подвязывали им рубахи, женщины – простые сарафаны (нарядные, из штофа или бархата, не подпоясывали, перетягивая лишь рубахи под ними). В любом случае пояса обязательно присутствовали в костюме, защищали по поверью человека от злой силы.

Женщины помимо поясов носили также передники – запоны или занавески.

Душегрея душу греет.

Верхняя часть традиционного праздничного женского костюма – короткая душегрейка на широких лямках. Шили её из дорогих плотных тканей. В холодную погоду на сарафан или рубашку надевали душегрею с длинными рукавами, подбивали её беличьим мехом.

Со временем душегрейку сменил более практичный шугай – короткая верхняя кофта на застёжках. Изготавливали её из сукна и утепляли ватином.

Красоту снимешь – шамшуру наденешь.

Женские головные уборы в России разделялись на девичьи и женские. Это относилось и к причёске: девушки ходили с распущенными или заплетёнными в одну косу волосами, не покрывая головы.

А замужние женщины заплетали волосы в две косы, которые укладывали вокруг головы, а затем надевали повойник, кичку или шамшуру.

Поверх головных уборов женщины надевали платки, которые часто завязывали на затылке. Со временем они вышли из употребления, но привычка что-то надевать под верхний платок сохранялась довольно долго.

Лапти хорошо – а сапоги лучше.

Наверное, каждый думает, что в деревне все ходили в лаптях. А ведь они были распространены преимущественно среди крестьян Европейской России. Такую обувь делали из древесной коры преимущественно липы, ивы. Лапти приходили в негодность очень быстро, иногда за неделю. Поэтому подходящий материал для плетения лаптей нужен был в огромном количестве.  В Сибири липы почти не было, поэтому лапти не знало даже беднейшее крестьянство.

А вот выделка кожи в этих краях имела широкое распространение. Повседневным видом обуви и мужчин, и женщин были чирки – мягкие кожаные туфли, которые надевали на суконные или вязаные чулки.

Русская красавица – крестьянка, одетая в свой многослойный наряд, выглядела величаво, торжественно. Всегда очень важно, что у человека за душой. А за ней стояла родная природа, от которой русский человек себя не отделял, великий народ с большим историческим и духовным опытом. Именно это и отразилось  в национальных костюмах.

Предлагаем ответить на вопросы тест-викторины «У всякого народа – свой кафтан».

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ефимова, Л.В. Русский народный костюм. Государственный исторический музей : Альбом. – Москва : Советская Россия, 1989. – 311 с., ил. 29 см.
  2. Леонова, Н. Н. Русский народный костюм: знакомство детей с историей и культурой России : учебное пособие / Н. Н. Леонова. – Москва : ВЛАДОС, 2018. – 142, [2] с.; 21 см. – Дополнительное  образование детей).


Наталия Ассекритова, ведущий библиотекарь
 Центральной детской библиотеки

 

Просмотров: 499 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 3.7/3
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх