MENU
Главная » 2022 » Январь » 18 » Льюис Кэрролл: маленькие чудеса из реальной жизни
10:00
Льюис Кэрролл: маленькие чудеса из реальной жизни

Льюис Кэрролл – английский писатель, фотограф, математик, логик и автор знаменитых сказок «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». За известным всему миру псевдонимом скрывается имя Чарльз Лютвидж Доджсон; сам же писатель предпочитал произношение «Додсон».

Чарльз Лютвидж Доджсон родился на территории графства Чешир на северо-западе Англии в деревушке под названием Дарсбери. Отец – тоже Чарльз Доджсон, приходской священник. Мать происходила из семьи офицера полиции. Чарльз стал третьим ребенком в семье и старшим мальчиком, у него было трое братьев и семь сестер.

Жили, как пишут биографы, бедно – спасались натуральным хозяйством. Пасторский дом из красного кирпича включал гостиную, столовую, кабинет, школьную комнату, кухни, кладовые и семь спален, которые приходилось делить с прислугой. В дополнение – хлев на четыре коровы и конюшня на пару лошадей. Кажется, так представлялась бедность в Англии XIX века.

Жизнь Доджсонов текла по строгому распорядку. Обязательные молитвы, ежевечернее чтение Библии, воскресные службы, а еще песни и сказки. В доме любили игру во «всякую чепуху», часто в этой забаве участвовал и отец. Несуразица мелькала в разговорах и письмах. Традиционная английская чепуха, без сомнений, повлияла на творчество Кэрролла.

До одиннадцати лет всех мальчиков Доджсонов учил папа – и математике, и латыни, и английскому, и литературе. Отец был талантливым математиком, тяготел к естественным наукам, отлично знал древние языки. В семилетнем возрасте будущий автор «Алис» читал взрослые книги. По свидетельству первого биографа Кэрролла, его племянника Стюарта Коллингвуда, в семье нормально реагировали на сложные вопросы детей – не ждали, когда те вырастут, а старались ответить. Как результат, закреплялся интерес к сложным наукам, и Чарльз уже постигал логарифмы в столь юном возрасте.

Интерес проявлялся не только к наукам. Чарльз Лютвидж Доджсон в принципе был талантливым и увлекающимся ребенком – постоянно придумывал для братьев и сестер новые игры, сочинял пьесы и разыгрывал в театре марионеток, сделанном своими руками. Любил показывать фокусы, лазал по деревьям и заброшенным шахтам, одомашнивал лягушек и улиток.

В одиннадцать лет будущего писателя по традиции отправили в интернат – считалось, что это закаляет характер. В первой школе атмосфера была относительно семейной. Но в четырнадцать лет мальчика перевели в школу Рэгби – заведение куда более суровое. Здесь спорт, строгая дисциплина и розги дополнялись пытками со стороны одногруппников. Доджсон не жаловался на издевательства ни в письмах, ни в дневнике, который перестал вести на время учебы в Рэгби, хотя делал это с девяти лет. О происходившем в той школе биографы узнают из рассказов других выпускников. Сам Доджсон оговорился всего пару раз, и то спустя много лет: «…я ни за что на свете не согласился бы снова пережить эти три года».

Чарльз Доджсон был многогранной личностью. Юношей хотел стать иллюстратором, создавал рисунки к собственным рукописным журналам, которые предназначались для братьев и сестер. В течение 15 лет Доджсон выпускал журнал под названием «Миш-Мэш», что в переводе означает «всякая всячина». Другое увлечение – фотография. Это пристрастие писатель поддерживал на протяжении всей жизни. Доджсон фотографировал не только детей. Будучи талантливым фотографом, проводил семейные съемки, делал портреты знаменитых личностей того времени, запечатлевал неодушевленные предметы.

Глядя на фотографии, созданные Доджсоном, с трудом верится, что эти кадры из Англии Викторианской эпохи. Здесь прослеживается сюжет, ненавязчивые детали, легкие и естественные позы моделей. Профессионалы в области фотографии ставят Чарльза Доджсона в ряд выдающихся фотографов-любителей XIX века. Однако Кэрролл перестал снимать в 1880 году. Биографы считают, что отказ от хобби был связан с упрощением технологии получения снимков.

После окончания Рэгби Доджсон направился в Оксфорд, где поступил в Крайст-Черч, аристократический колледж при Оксфордском университете. Там когда-то учился отец. Чарльз проявлял блистательные способности в области математики. Вскоре после присвоения степени бакалавра получил предложение стать преподавателем математики в Оксфорде.

Льюис Кэрролл – автор не менее десятка изобретений, которые сегодня известны человечеству: это упрощенный метод денежных переводов, двусторонняя клейкая лента для запечатывания конвертов, шахматы для путешественников и другие. Будучи сильным логиком, математиком и писателем, Кэрролл постоянно придумывал игры «в слова». Популярная по сей день словесная игра «Дублеты» (или «Как сделать из мухи слона») – выдумка Кэрролла. Смысл игры в том, чтобы, меняя по одной букве в слове, получить другое слово.

Между скучными (по словам студентов Доджсона) лекциями по математике, бессонными ночами, каждую свободную минуту Кэрролл писал письма, научные книги и брошюры по математике и логике, рассказы и стихи. Авторские «несерьезные произведения» Доджсон отсылал в издательства, подписываясь: «Льюис Кэрролл».

История появления псевдонима «Льюис Кэрролл» точно в духе Льюиса Кэрролла. Испробовав различные варианты, Доджсон остановился на одном. После перевода на латынь «Чарльз Лютвидж» получилось имя «Каролус Людовикус». Гений логического мышления изменил порядок имен («Людовикус Каролус») и вновь перевел на английский. Вышло «Льюис Кэрролл».

Фотографии, математические и логические труды, изобретения Доджсон подписывал настоящим именем, а литературные – псевдонимом. Доджсон долго и упорно пресекал попытки связывать его действительное имя с вымышленным, так как серьезные занятия математикой не вязались с сочинением шутливых детских стихов и фантастических сказок, которые принесли автору исключительную популярность. Но время расставило все по местам. Шутливые произведения детского писателя Льюиса Кэрролла пережили научные труды математика и логика Чарльза Лютвиджа Доджсона.

В 1856 году в колледже, где работал Кэрролл, сменился ректор. Этот пост занял Генри Лидделл. В Оксфорде обосновалась и жена Лидделла с пятью детьми. Позже у семьи родилось еще пять детей. Знакомство с семьёй ректора случилось в апреле. Возможно, если бы этого не произошло, мир не узнал бы удивительных сказок об Алисе.

Сохранились воспоминания Кэрролла о том, как 4 июля 1862 года во время лодочной прогулки в компании друга Робинсона Дакворта и трех дочерей декана Оксфордского университета – Лорины, Эллис (Алисы) и Эдит – по просьбе сестер писатель-математик придумал забавную историю. «Побольше глупостей и выдумок», – просила любимица Кэрролла Алиса, которой на тот момент было десять лет. Кэрролл экспромтом сочинил сказку о фантастических приключениях девочки, которая отправилась в путешествие вслед за белым кроликом. Дети слушали рассказ, раскрыв рты.

Позже Дакворт запишет в дневнике воспоминаний: «Я помню, что обернулся и спросил: «Доджсон, неужели это импровизация?» И он ответил: «Да, я придумываю на ходу».

Девочки пришли в такой восторг от рассказа, что Доджсон послушно придумывал новые повороты истории, а потом по просьбе Алисы собрал всё в рукопись, которая получила название в честь маленькой мисс Лидделл. Готовый рукописный вариант сказки, наполненный авторскими иллюстрациями, назывался «Приключения Алисы под землей». Этот экземпляр достался в подарок Алисе Лидделл в конце 1864 года. Позднее Кэрролл переименовал ее в «Алису в Стране чудес» и добавил эпизоды с Чеширским котом и Безумным Чаепитием. Готовая книга вышла в июне 1865 года в издательстве «Макмиллан и Ко».

Книги Льюиса Кэрролла про Алису – детские, однако взрослые читают эти книги с не меньшим удовольствием. Какой бы абсурдной ни казалась «Алиса в Стране чудес», вдохновение автор черпал из жизни. Поэтому персонажи и события изначально понимали только близкие к автору люди. Во время лодочной прогулки, которая положила начало «Алисе», компания попала в дождь, все сильно промокли. Этот эпизод лег в основу главы «Море слез». Сестра Алисы Эдит представлена в книге как Орленок Эд, а Лорина, старшая из сестер Лидделл, – Попугайчик Лори. Соня – старая нянька детей Лидделлов, которая засыпала при любом удобном случае; и наконец, Птица Додо – это шарж на самого писателя. Как известно, Чарльз Доджсон сильно заикался, чувствуя волнение, особенно при общении с взрослыми. Представляясь незнакомым людям, часто произносил фамилию как «До-до-доджсон». Таким образом, с помощью этого персонажа автор высмеял личный недостаток.

Шляпники во времена Кэрролла на самом деле сходили с ума. Дело в том, что в XVIII – XIX веках в Англии применяли соли ртути, обрабатывая войлок для шляп. Мастера получали тяжелые отравления, вплоть до развития слабоумия.

Вскоре родители сестёр Лидделл запретили Кэрроллу появляться в их доме. Источники разделяются, в какой конкретно период это произошло: либо в 1863-м, либо в 1865 году. Причины этого события достоверно неизвестны. Одни полагают, что случилось это, когда старшей дочери Лорине исполнилось четырнадцать лет, а это возраст, после которого девушке не дозволялось гулять с неженатым мужчиной. Другие предполагают, что писатель просил о помолвке с тринадцатилетней Эллис и получил отказ. Также упоминается о некоторых сложностях в отношениях с главой семейства Лидделл: противоположные взгляды на систему образования. Некоторые уверяют, будто миссис Лидделл просто-напросто выгнала неприятного ей человека. Но почему тогда не сделала этого раньше, ведь дружеские отношения с Кэрроллом не складывались с самого начала?

Известно, что мать Эллис предала огню письма, полученные от Кэрролла. Это стало невосполнимой потерей для культуры Великобритании. Кэрролловеды говорят, что миссис Лидделл банально сочла эти письма несуразицей. Сказочник творил абсурд не только для официальной печати, но и в переписке с друзьями. Кэрролл очень много писал. В 1861 году даже завел журнал корреспонденции, чтобы не путаться. За тридцать семь лет набралось 99 тысяч писем.

Предположение о помолвке можно сразу исключить, ведь Кэрролл так и не женился. Этому есть объяснение. Крайст-Черч – наполовину аристократическое, наполовину богословское заведение. Вместе со статусом пожизненного члена, который предполагал массу привилегий, на Доджсона возложили обязательство – принять духовный сан и впоследствии не жениться. Однако священником писатель так и не стал, поскольку изменился устав колледжа.

«Алиса в Стране чудес» быстро набрала популярность в англоговорящих странах. Спустя 6 лет, в конце 1871 года, мир встретил «Алису в Зазеркалье» под оригинальным названием «Сквозь Зеркало и Что там увидела Алиса».

Книги о приключениях Алисы экранизировали более 40 раз в Великобритании, США, Чехословакии и других странах в форматах кино и мультипликационных фильмов. Первый фильм выпустили в Великобритании 17 октября 1903 года, он был черно-белым и немым, продолжительностью 8 минут 30 секунд.

Самое загадочное произведение Льюиса Кэрролла – поэма «Охота на Снарка». Ученые и кэрролловеды до настоящего времени задаются вопросом, кто такой Снарк. Существует много мнений и догадок на этот счёт. Ясно одно – это самая длинная поэма Кэрролла, наполненная английским юмором, каламбурами и ловкими рифмами, написанная в стихотворной форме. Существует десять вариантов перевода произведения на русский язык. «Охоту на Снарка» опубликовали в марте 1876 года, когда Кэрролл уже стал известным писателем-сказочником. 

В январе 1898 года Льюис Кэрролл приехал на рождественские праздники к сестрам в Гилфорд. Там тяжело заболел гриппом, который дал осложнение на легкие. В то время пневмонию не умели лечить. 14 января 1898 года Чарльз Лютвидж Доджсон скончался и был похоронен на местном кладбище.

Льюис Кэрролл прожил 66 лет. За эти годы писатель-математик внес значительный вклад в культуру не только Британии, но и всего мира.

Льюис Кэрролл – человек-загадка, головоломка, ребус. Биография автора – лишь один из множества ребусов, которые писатель оставил в наследство будущему поколению не на одну сотню лет. Адаптация его сказок на разные языки стала настоящим испытанием для переводчиков. Как переводить Алису, даже написали отдельные книги. Над ребусами Кэрролла ломают голову биографы, переводчики и читатели произведений. Фантастические, сказочные миры, которые обрисовал Кэрролл, воодушевляют представителей самых разных профессий по всему земному шару – интерьерных дизайнеров, создателей компьютерных игр, фотографов, шеф-поваров, композиторов, художников.

Узнать о наличии книг Льюиса Кэрролла в библиотеках города поможет электронный каталог.

Методические материалы для коллег в помощь при организации и проведении мероприятий по жизни и творчеству Л. Кэрролла представлены здесь.

Источники:

  1. Еремин, В. Н. Сто великих сказочников / В. Н. Еремин. – Москва : Вече, 2018. – 415, [1] с. : ил., портр.; 22 см. – (100 великих).
  2. 50 книг, изменившие литературу / [автор-составитель Е. А. Андрианова]. – Москва : Эксмо, 2012. – 213, [3] с. : ил.; – 18 см. – (Это важно знать).
  3. Гетманова, Н.В. «Вперёд, за белым кроликом!» : [сценарий театрализованной литературной игры по сказке Л. Кэрролла «Приключения Алисы в Стране чудес» для среднего возраста]. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2021 – № 5. – С. 11-16.
  4. Лазарева, Т.А. «Алиса во сне или наяву?» : [сценарий литературного утренника, посвящённого 180-летию со дня рождения Л. Кэрролла для среднего возраста]. // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – 2012. – № 6. – С. 14-18.
  5. Макарова, Б.А. «Сказка для Алисы» : [сценарий музыкального вечера-спектакля по книге Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» для среднего возраста]. // Читаем, учимся, играем. – 2006. – № 12. – С. 27-33.
  6. Льюис Кэрролл – человек-головоломка // lewis-carroll.ru : [сайт]. – дата обращения 11.01.2022.

 

Разгадывала ребусы самой загадочной
личности Викторианской Англии
Алина Быкова, методист
Центральной детской библиотеки

 

Квест «Расследование в Стране чудес» в библиотеке-филиале № 1 в 2016 году

Просмотров: 936 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/3
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх