10:27 Певец родной природы: 190 лет со дня рождения И. И. Шишкина | |
<«Я люблю по-настоящему лес и только его и пишу» И.И. Шишкин
Творчество Ивана Шишкина многогранно и разнообразно. Талантливый художник показал величие и безбрежность российских лесных просторов. В поисках вдохновляющей натуры Иван Иванович ходил по российским просёлкам, по лесным тропинкам и дорожкам. Именно таким, «лёгким на ногу», мы видим его на портрете, написанном И. Крамским: на фоне русского пейзажа стоит высокий, бородатый мужчина в сапогах и всматривается вдаль, любуется широким раздольем России. Его друзья, подшучивая, говорили, что у него не только лесная фамилия, но и внешность настоящего лешего: бородатый, косматый, такому в самый раз жить в лесу.
Он писал не только пейзажи, но и считался лучшим гравёром России. В училище живописец начинает создавать первые офорты. Офорт представляет собой гравюру на металле, где рисунок вытравливается кислотой, а также оттиск с такой гравюры. Обычно на металл переносили копии картин, а Шишкин создавал оригиналы.
В Петербург он вернулся с триумфом: его европейские работы произвели фурор. За картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» И. Шишкину присвоили звание академика.
Мастер относился к своему творчеству, как к службе. Он искренне не понимал тех, кто ждёт вдохновения. Работай – и вдохновение к тебе придёт. А его друзья-художники удивлялись такой работоспособности Шишкина. За всю жизнь им было создано более 800 картин, самой известной из которой стала «Утро в сосновом лесу». Последней работой великого русского пейзажиста, в которой он изобразил сосновый бор близи Елабуги, стала «Корабельная роща». Эта картина, над которой художник работал в течение трёх лет, как бы подытоживает всё его творчество. По размерам она превосходит другие работы. В основе пейзажа лежат этюды, выполненные Иваном Ивановичем в родных лесах близ Елабуги. Здесь велась заготовка мачтовых сосен: столетние деревья высотой до сорока метров и около полуметра в диаметре использовались для строительства судов. Верхушки деревьев срезаны – они как будто не поместились на холсте. Как обычно, тщательно выписана каждая травинка на залитой солнцем поляне, каждая веточка, на коре деревьев заметны чешуйки. С картины льётся солнечный свет, играет на стволах деревьях, но вековечный лес в глубине картины обещает прохладу. Специалисты отмечают многообразие цветов и оттенков, нехарактерных раннему Шишкину. Картина впервые была показана на выставке передвижников в Петербурге. Работа тут же удостоилась многочисленных восторженных отзывов. Художник К.Савицкий не мог сдержать эмоций и написал автору: «Картина заиграла, нота сильная, чудесная - поздравляю, не я один, все восхищены, браво… Сосной на выставке запахло! Солнца, свету прибыло!..» Выставка еще не закончилась, когда 8 марта (20 марта по новому стилю) 1898 года Иван Иванович Шишкин скончался в своей мастерской за мольбертом, работая над картиной «Лесное царство». Он создал школу, заставил смотреть по-новому целое поколение художников. Сила Шишкина не только в знании, но и в способности наслаждаться богатством природы. «Человек-школа» – так говорил о нём Иван Крамской.
Использованная литература:
Тимченко Лариса Григорьевна, | |
|