MENU
Главная » 2022 » Май » 30 » Полжизни во дворе, или во что играли советские дети
13:16
Полжизни во дворе, или во что играли советские дети

Современные дети предпочитают гаджеты, к сожалению, общаются в соцсетях и играют на просторах интернета, порой не зная и не видя друг друга. А советские дети разговаривали на другом «языке», который был понятен в любом уголке СССР. Не важно, где ты проводил лето: в крупном городе, пионерском лагере или в деревне у бабушки – все знали этот язык дворовых игр. Правила игры в прятки, салки и казаки-разбойники были известны всем. А лета ждали, как «манну небесную», чтоб всей гурьбой вывалиться во двор и играть. И самым страшным наказанием было остаться дома и из окна наблюдать за тем, что происходило на улице. А двор был целым миром, где играли дети. Играли, не боялись, ведь всегда был подорожник. А на следующий день гордо ходили перемазанные зелёнкой, с заклеенными лейкопластырем коленками и локтями. Вот было счастье… Вспомним самые популярные дворовые игры советского детства.

Салки

Эту игру в разных регионах страны называли по-своему: салки, пятнашки, ляпы, догонялки, крысы, ловы, квач, майки, ладки...

Смысл игры простой: все убегают, один их ловит. Кого он коснулся рукой (осалил, запятнал) – тот пойман. Теперь он уже «водит» – становится ведущим. И называется «во́да» или «ло́ва». А можно играть по-другому: пойманный водит вместе водящим. Задача – переловить всех. Последний, кого не поймали, побеждает. Если ты устал бегать, можно сложить руки над головой в виде крыши и сказать: «Я в домике». Тогда тебя не тронут. Но не больше раза за игру. А в «Колдунчиках» пойманный считается заколдованным. Он расставляет руки в стороны и замирает. Иногда ещё кричит: «Расколдуй меня, вороного коня» или «Чай-чай-выручай». Расколдовать можно касанием рукой. Главное – не забыть никого и расколдовать, когда уже пора домой. В игре «Выше ноги от земли» можно ловить только тех, кто стоит на земле или бежит. А если он забрался на дерево, встал на пень, лёг на землю и задрал ноги – уже нельзя.

Казаки-разбойники

В «Казаки-разбойники» играли практически в каждом дворе.

Для игры нужны минимум шесть человек, которые делятся на две команды: разбойники убегают, казаки догоняют. Выигрывает команда, поймавшая больше всех противников. Чем больше участников, тем веселее. Перед игрой надо договориться, где можно прятаться, например, только во дворе. И где будет темница для разбойников (это может быть просто скамейка). Сначала казаки дают время разбойникам время, чтобы скрыться. Разбойники убегают и оставляют на асфальте, стенах или заборах стрелки, чтобы их можно было найти. Стрелка может быть похожа на крест со стрелами на концах – чтобы запутать казаков. Разбойники прячутся, а казаки по стрелкам выслеживают их и ловят. Пойманным считается тот, кого «запятнали»: коснулись рукой. Иногда при этом говорилось: «Красная печать – никому не убегать». Пойманного разбойника ведут в темницу. Друзья могут его освободить, если осалят казака, который его ведет. А если разбойник уже в темнице, надо коснуться его рукой и сказать: «Зелёная печать – можно убегать». Главное – не попасться сторожу, охраняющему темницу. Иногда разбойники придумывают пароль, казаки их «пытают», чтобы его узнать: можно щекотать или засунуть жука за шиворот. В этом случае игра кончается, когда разбойники выдадут пароль. Игра эта долгая. В неё можно играть целый день. Так что иногда она кончалась, когда приходили родители и звали всех по домам.

Вышибалы

Чтобы играть в «Вышибалы», нужен лёгкий мяч. Обычно играли детским резиновым, иногда футбольным.

В начале игры выбирали двух вышибал. Они расходились метров на пять друг от друга. А остальные игроки вставали в центр. Дальше все просто: вышибалы бросают в игроков мячом, кого вышибли – тот уходит. Кто остался последний, должен увернуться от мяча столько раз, сколько ему лет. Если у него это получается, то вся команда выигрывает, возвращается обратно и играет новую игру. А если нет – вышибалами будут те двое, которых первыми вышибли. Мяч можно поймать на лету. Это – «свечка», она даёт одну жизнь. «Свечки» можно копить и передаривать. Если кинуть мяч вверх и крикнуть: «БОМБА!», все игроки должны присесть на корточки и закрыть головы руками. А если заорать: «САЛЮТ!», все должны махать руками и кричать «УРА!», стоя на месте. «ГРАНАТА»: нельзя шагать, но можно отклониться от мяча в сторону. В «Ручейке» вышибала катит мяч по земле, а все должны к нему прибежать, встать друг за другом, а ноги расставить так, чтобы мяч прокатился между ними. Кто не успел – выбывает. А если мяч катится и крикнуть: «СОЛДАТИКИ», все должны замереть. Выбывает тот, кого мяч заденет.

Прятки

В прятки, конечно, можно играть дома. Только тайные места быстро кончаются. А во дворе всегда есть где укрыться.

Водящий отворачивается к стене или дереву и считает, например, до десяти, двадцати или до ста, чтобы все успели спрятаться. Потом кричит: «Раз-два-три-четыре-пять, я иду искать! Кто не спрятался – я не виноват». И идёт искать. Если он кого-то нашёл, то должен добежать до той самой стены или дерева, стукнуть по нему ладонью и закричать что-то вроде «Туки-туки, Аня!» Тогда Аня уже считается пойманной и ждёт конца игры. Можно, конечно, не дожидаться, пока тебя найдут, а быстро выскочить из засады, обогнать водящего, постучать по стене и прокричать «Стуки-стуки за себя!» Тогда ты свободен! А если ты не знаешь, можно уже высунуть нос или нет? Тогда уже пойманные друзья кричат, если водящий где-то рядом: «Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор!» А если, наоборот, он ушёл куда-то далеко и ты точно успеешь застукаться, тогда: «Пила, пила, лети, как стрела!». А ещё можно играть в «Жмурки»: водящему завязывают глаза, и он вслепую ловит убегающих. Но на улице в жмурки играть трудно: опасно и не слышно, куда бежать. Лучше дома.

Море волнуются раз!

Если во дворе все стоят позах – скрючившись, глядя себе за спину или вскинув руки к небесам, – значит, здесь играют в «Море волнуется раз».

Для игры не нужно ни веревочек, ни скакалок, ни мяча – только несколько человек и кричалка. Водящий, который стоит спиной к игрокам, произносит: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три...» Игроки изображают волнующееся море. После слов «морская фигура, на месте замри» все замирают, а кто пошевелится – выйдет из игры или станет водящим. Попробуй не пошевелись, если стоишь на носочке одной ноги и уже теряешь равновесие! Игру можно усложнять. Например, водящий трогает замершую фигуру, она «отмирает» и показывает ему что-то морское (краба, чайку, парусник), а он должен отгадать, что это. Чья фигура самая непохожая, тот водит. Можно загадывать, какую фигуру должны изобразить волнующиеся: «Фигура акулы – на месте замри!» А можно изображать не морские фигуры, а любые другие: персонажей мультфильмов, животных, птиц, деревья.

Резиночка

Эту игру придумали в Китае в VII века нашей эры. Тогда вместо резинки использовали веревку. Игра распространилась во всем мире во второй половине XX века. Вероятно, в СССР она появилась благодаря чешским пионерам, которые отдыха в советском лагере «Артек».

У нас в стране играли только девочки. Два человека держали резиночку, а третий прыгал. Иногда, если игроков было только двое, резиночку натягивали на дерево, пенёк, столб. А многие играли и дома в одиночестве – с двумя стульям! В этой игре существуют уровни разной степени сложности по ширине: резиночку держат на обеих ногах, ставя их на ширину плеч, потом ноги вместе, и даже на одной ноге. А также были уровни по высоте: на щиколотках, между щиколотками и коленями, на коленях, на бедрах, на талии. В одном упражнении её перекрещивают посередине, в другом игроки, которые держат резиночку, болтают ногами, мешая третьему прыгать. В каждом городе, а то и в каждом дворе фигуры назывались по-разному, например: бегунчики, пешеходы, ступеньки, конвертик, конфетка, бантики, бегемотики, прилипалы. Кто ошибается, тот становится держать резиночку, а его место занимает следующий игрок. Потом каждый начинает с той фигуры, на которой сбился. Побеждает тот, кто первым закончил все фигуры. Но чаще всего игра кончалась, когда звенел звонок на урок или кого-то звали домой. Сейчас лучше учиться этой игре у старших или по видеоурокам, их много.

Колечко

В «Колечко» можно играть и во дворе, и в школе на перемене, и в гостях.

Для игры нужно не менее четырех человек, из них один водит. Водящий складывает ладони лодочкой и зажимает в них любую мелочь: монету, бусину, камешек или настоящее колечко. Игроки складывают ладони так же. Водящий всех обходит со словами: «Я ношу, ношу колечко и кому-то подарю». Всем в сложенные ладони вкладывает свои руки и делает вид, что выпускает из них колечко. А кому-то одному кладет его по-настоящему. Ему-то и нужно успеть выскочить из ряда, когда водящий скажет: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Остальные должны ему помешать. Поэтому водящий и получатель колечка пытаются всех обмануть. Другие игроки по движениям и выражению лиц пытаются угадать, у кого же колечко. Игра требует не столько ловкости, сколько наблюдательности и умения не показывать своих чувств и намерений. А если тот, у кого колечко, всех обхитрил и вырвался, то теперь его очередь водить.

Испорченный телефон

В «Испорченный телефон» играют почти во всем мире, и везде у этой игры похожие название. А вот англичане называют её «китайский шепот». Среди других названий – «сплетни» и «русский скандал». Испорченный, потому что, когда телефон неисправен, плохо слышно.

Задача каждого игрока – расслышать, что ему сказали шепотом на ухо, и ясно повторить другому. Чем больше народу – тем интереснее. Все садятся в ряд (или в круг). Водящий придумывает слово и шепчет его на ухо соседу, чтобы остальные не услышали. А тот шепчет его следующему. И так – до конца цепочки. Очень важно расслышать как следует и передать дальше слово без искажений. Но это редко получается. Если слово всё-таки дошло до конца цепочки правильно, то последний игрок становится водящим. А бывший водящий садится в начало цепочки. В игре слово постепенно искажается: лапочка - почка - почта… А последний слышит уже только «пшть!». И это самое смешное смотреть, во что превращается слово. Наверное, именно эту игру чаще вспоминают взрослые, когда понимают, что смысл информации, которую им передали через несколько человек, по дороге исказился. Только взрослым обычно уже совсем не смешно.

 

Вспоминала счастливое советское детство Татьяна Чернова,
библиотека-филиал № 1

 

Используемая литература:

  1. Двоскина, Евгения. «А Саша выйдет?» Советское детство в историях и картинках / Е. Двоскина ; иллюстрации автора. – Санкт-Петербург ; Москва : Речь, 2021. – 224 с. : ил. – (Ребята с нашего двора).
  2. Кедрина, Т.Я., Гелазония, П.И. Большая книга игр и развлечений для детей и родителей. – Москва : Педагокики-Пресс, 1992. – 224 с. : ил.
  3. Лукьянова, Ирина. Книги нашего детства / написала Ирина Лукьянова ; нарисовала Соня Уткина. – Москва : РОСМЭН, 2019. – 55, [1] с.: цв. ил.; 33 см. – (История всех вещей).

 

Просмотров: 793 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/6
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх