00:09 «После праведных трудов каждый к празднику готов»: о праздниках камчатских народов | |
Камчатка – уникальное место России и мира. Коренные народы Камчатки – коряки, эвены, алеуты, ительмены, чукчи – бережно хранят традиции предков, исполняют древние обычаи, помнят предания старины. Культура коренных народов Камчатки насчитывает более 12 тысяч лет, это обряды и обычаи, в них отражается связь человека и природы. Нелегкой была жизнь народов Камчатки, но люди умели хорошо отдохнуть после трудов в море, лесу и тундре. Их жизнь сопровождали обряды и праздники. Многие праздники до недавнего времени были традиционными только для коренного населения, но сейчас некоторые из них получили статус официальных. День оленевода – один из официальных праздников Камчатского края, его отмечают в начале марта. Иногда он совпадает со стартом основной гонки Берингии. В этот день жители полуострова поздравляют лучших оленеводов. Главное событие праздника – гонки на оленьих упряжках. Участникам предстоит преодолеть 10 км на самодельных нартах, запряжённых парой оленей. Для гостей праздника проходят выступления национальных коллективов, спортивные состязания: метание топорика на дальность, тройной национальный прыжок, прыжки через нарты, бег с палкой по пересеченной местности. Во вторую субботу марта проводится Берингия – традиционная камчатская гонка на собачьих упряжках. Собрав упряжку из верных собак, каюры выходят на старт. Впереди их ждет путь, полный трудностей, а порой и опасностей. Первая гонка прошла в 1990 году, тогда это было дружеское соревнование между несколькими каюрами, длина трассы составила 250 километров. Теперь гонка перестала быть исключительно спортивным состязанием, а превратилась в настоящий фестиваль. На старт Берингии можно выйти на традиционных деревянных нартах или на современных спортивных. Каюру, который первым преодолел середину трассы, вручают приз Самарского (в честь легендарного камчатского летчика Владимира Самарского) – панно из камчатских самоцветов. Участники Берингии соревнуются ещё за одну премию – «За верность традициям Севера». Ею награждают первых трех каюров, которые прошли гонку на традиционных деревянных нартах. В Берингии можно участвовать с 18 лет, но для детей существует свое соревнование – гонка Дюлин, победителю которой губернатор края дарит щенка ездовой породы. Берингия стала любимым праздником жителей Камчатки. Праздник первой рыбы отмечают во многих северных регионах, потому что рыба была и остается одним из основных видом пищи северян. Чтобы летний улов был удачным, проводят национальные обряды – необходимо очиститься от злых духов, оставить подношение духу воды и обязательно исполнить песню под звуки бубна. Женщины собираются возле реки и начинают кричать, подражая чайкам, тем самым привлекая рыбу в реку. В воду бросают один конец травяной верёвки и показывают всем видом, что тянут с трудом большое количество рыбы. К тянущим, чтобы помочь, подходят другие женщины, в том числе беременные (по поверьям коряков, это способствует хорошим родам и обильному нересту рыбы). Цель праздника – показать бережное отношение к природе и её обитателем. Для гостей организованы концерты и развлекательная программа, конкурсы по разделке рыбы, а вечером всех желающих приглашают на этно-дискотеку. Коренные жители Камчатки проводят праздник благодарения духа воды и заманивания рыб в реки и моря с давних времен, а с 2010 года День первой рыбы внесен в список официальных праздников региона и проводится ежегодно в первое воскресенье июня. В самом начале лета на Камчатке можно встретить эвенский Новый год – Нургенек. Праздник появился в Быстринском районе в июне 1989 года и с тех пор стал ежегодным. Встречают Новый год в полночь, под звуки бубна разжигают ритуальные костры. Участники проходят через огонь – таким образом в прошлом остаются долгая зима и все неприятности. Чтобы загадать желание, нужно завязать кусочек ткани на особой веревке, которая натянута между двумя лиственницами – «далабурге». Завершается праздник танцем, который исполняют все участники. Праздник Нургенек богат событиями и длится не менее трёх дней. Последнее воскресенье сентября – время яркого праздника ительменского народа Алхалалалай. Это праздник осени, очищения от злых духов и благодарения природы за ее дары. Алхалалалай был почти забыт, но возрождён примерно четверть века назад. Начинается праздник с обряда очищения – под звуки бубна все собравшиеся проходят под аркой из березовых веток. Главные дары преподносят рыбному богу Хантаю. Получив подношения, он будет охранять людей и приносить удачу в рыбалке и охоте. Для злых духов готовят страшные маски и кричат так громко, что они все убегают в лес. А для добрых духов лучшая благодарность – веселье и радость. В давние времена тех, кто в этот день работал или грустил, строго наказывали. Главное событие праздника – танцевальный марафон. Он длится с вечера до утра, более 17 часов, остановиться можно только на 3 минуты в час. К утру обычно остаются самые стойкие. Главное, по словам участников этно-дискотеки, – это грамотно расходовать силы и беречь энергию. Осёдлые береговые коряки (нымыланы), завершая сезон охоты на морского зверя, издревле устраивали традиционный национальный праздник Хололо, или День нерпы. Торжество проходит в первое воскресенье ноября. Коряки верят, что праздник задабривает морское животное и благодаря этому нерпа в большом количестве вернется в Авачинскую бухту в следующем году. Хололо – обрядовый праздник, гости могут принять участие в традиционных ритуалах благодарения и кормления нерпы. Хозяева праздника приветствуют гостей возгласом: «Хололо!» Под звуки бубна девушки изображают чаек над морем и бегущих по тундре оленей. Добрым существам, от которых зависит удачная охота, приносят жертвенные дары. Женщины в праздничной одежде встречают «кита», угощают его ягодами. В рамках праздника проходят спортивные состязания – перетягивания нерпичьего ремня. Творческие коллективы выступают на празднике под звуки бубна, гостей угощают ухой и блюдами национальной кухни – например, «толкушей», куда входит нерпичий жир, иван-чай и сухая икра. Национальные праздники коренных малочисленных народов Севера поражают своей зрелищностью, а проведение ритуалов схоже с театральными представлениями. Северные народы на протяжении веков создавали самобытное танцевальное и песенное искусство, которое занимает определенное место в духовной культуре народов России. Использованная литература:
На сайте библиотеки открыт раздел, посвящённый Году культурного наследия народов России. Материал подготовила | |
|