08:43 «С подругой столько пережито» 1 августа – День подруг | |
1 августа – в России, как и во многих странах мира, отмечается это неофициальный праздник, который зародился в США. Он называется Национальный день подруг. Традиционно подруги собираются вместе, встречаются в кафе, дарят друг другу подарки. Всеобщим заблуждением считается то мнение, что дружбы между девочками и девушками не бывает. Напротив, в жизни часто бывает так, что когда всё хорошо, кажется, что нет рядом настоящих подруг. Но когда случается какая-то беда, обязательно находится человек, который поможет решить проблемы, не требуя взамен ничего. В детской литературе советского времени часто приводятся примеры настоящей дружбы, которая помогает жить, вместе преодолевать трудности. Предлагаем вам вспомнить эти книги и прочитать их вместе с детьми. Ты – любимая подруга, (Автор неизвестен)
Верейская, Е. Н. Три девочки: повесть : [для младшего и среднего школьного возраста] / Елена Верейская ; [иллюстрации Л. Пестрецовой]. – Москва : Астрель : АСТ, 2008. – 186, [6] с. ; 21 см. – (Школьная хрестоматия). О верной дружбе девочек из ленинградской коммунальной квартиры рассказано в этой повести. Взрослые и юные жильцы настолько сблизились между собой, что считали своих соседей родными людьми. Наташа, Люся и Катя с родителями жили в этой квартире до войны и всеми силами старались помогать друг другу в учёбе и в других делах. Они оборудовали для своих занятий «классную комнату» из коридора и проводили там всё свободное время. Вместе с девочками там бывали родители Наташи и Люси, дедушка Кати и старый доктор. Их школьные подруги и соседские ребятишки с удовольствием приходили к ним в гости. В последний перед войной новогодний вечер все соседи собрались вместе, даже маленький Тотик не спал. Все были счастливы, и никто не думал, что следующего такого радостного праздника у них больше не будет никогда. Началась война. Взрослые мужчины ушли на фронт защищать Ленинград, женщины и старый доктор стали работать в госпиталях. Даже старенький дедушка Кати – слесарь Леонтий Фёдорович работал на заводе круглые сутки. Школу разбомбили, и девочкам негде стало учиться. Они занимались тем, что собирали дрова, ходили за хлебом, водились с маленьким Тотиком, который таял на глазах от голода и слабости. Жили все вместе в комнатах доктора, топили печку книгами и деревянной мебелью. Они выжили благодаря дружбе между всеми жильцами квартиры. Вместе делили горе радость и кусочки хлеба. После открытия «Дороги жизни» через Ладогу детей удалось вывезти на Большую землю. Там они вместе с мамами Наташи и Люси прожили два года до конца блокады. Вернувшись в Ленинград в свою квартиру, они дождались возвращения отцов Наташи и Люси и узнали о гибели старого доктора. И, наконец, пришла Победа! Девочки снова стали учиться и продолжали жить вместе, нести жизненные испытания и радоваться удачам. Воронкова, Л. Ф. Подружки идут в школу : [избранные рассказы : для младшего и среднего школьного возраста : 0+] / Л. Воронкова ; [художник Л. Коммунар]. – Москва : Стрекоза, 2016. – 61, [3] с. ; 21 см. – (Внеклассное чтение). Повесть о двух деревенских подружках Тане и Алёнке, которым исполнилось 7 лет и осенью они собирались идти в школу. Летом сельским детям приходилось заниматься множеством разных дел. Они помогали родителям по дому и в огороде, ходили в лес собирать ягоды и грибы. Но самое главное, ребята работали на полях, собирали колоски, перевозили на телегах снопы сена, охраняли гумно – хранилище собранного зерна от птиц. Всегда подружки были вместе, помогали друг другу. Иногда им приходилось отбиваться от надоедливого мальчишки Дёмушки, который так и норовил схитрить и что-то вкусненькое утащить у девчонок. Однажды подружки помогали сторожить колхозный сад. Утром они долго думали, куда им пойти и чем заниматься. Решили идти в сад, помогать снимать урожай яблок. Но садовник дядя Тимофей не разрешил им срывать яблоки с веток, велел собрать в кучу паданцы – упавшие на землю плоды. Хитрец Дёмушка захотел попробовать яблочко с ветки. Он толкнул ствол яблони и получил по затылку упавшим большим яблоком. Несмотря на то, что подружки всегда были заняты, они находили время на девчачьи дела и игры. Строили свой дом под телегой, чтобы там попить чаю с куклами, дрессировали щенка Снежка. Мечтали, как они пойдут в школу, когда наступит осень, наблюдали за ёжиками и птичьими гнёздами. Да мало ли у девчонок забот? Но вот лето закончилось, наступил сентябрь. Мамы уже сшили первоклассницам школьные платьица и фартуки. Девочки встали очень рано, собирались в школу. Всё было важно, всё ли собрано в сумку, наглажен ли фартучек, красиво ли завязаны банты? Оглядев себя в зеркале, Таня вдруг увидела свои руки. Они были тёмные от загара, казалось, что грязные. Девочка несколько раз вымыла их с мылом, старательно тёрла. Пришла Алёнка, и они вместе пошли к группе ребят-школьников, которые шли уже в третий и в четвёртый класс. Дети шли по дороге мимо пустых, убранных полей, опустевших садов и леса с позолоченными осенними листьями. Они шли в школу! Ермолаев, Ю. И. Дом отважных трусишек : повесть : [6+] / Юрий Ермолаев ; художник Д. Боровский. – Москва : Речь, 2016. – 140, [4] с. : ил. ; 24 см. – (Ребята с нашего двора). В повести Юрия Ермолаева рассказано о трудных судьбах детей с ограничениями жизнедеятельности или детей-инвалидов. «Отважные трусишки», так их называл главный доктор больницы, в которой изуродованные ноги и руки ребятишек лечили и выпрямляли. Девочка Надя попала в лечебницу, когда училась в 3-м классе, и сразу почуствовала, что ребята, которые вместе с ней находились в детском отделении, очень дружны. Они помогали друг другу устраиваться в палате, знакомили новеньких с правилами. Их всех объединяла общая беда, им предстояла сложная операция и длительный период выздоровления, когда было очень больно и страшно. Конечно, рядом с детьми были их мамы или бабушки. Они старались навещать ребятишек почаще, но самыми близкими для больных были такие же, как они сами, мальчики и девочки – соседи по палате. Для Нади самыми лучшими подругами были Варя, маленькая Олечка и Джаннат. Они помогли Наде справиться со страхом, рассказывая о своей беде со смехом. В соседней палате лежали мальчики, которые тоже ждали операции, тревожились, но не подавали виду, что боялись её. Доктор Кирилл Иванович, врачи, медсёстры и нянечки всячески старались отвлечь детей от страха. А ведь было чего бояться, лечение было болезненным и долгим. Но, конечно, самыми лучшими утешителями были подруги, которые жили и лечились все вместе. Некоторые дети проводили в клинике несколько месяцев. Им даже приходилось там учиться. К ним приходили учителя, объясняли уроки и задавали домашние задания. Многие «отважные трусишки», пройдя лечение, выздоравливали и могли жить дальше как обычные дети. Так было и с Олей, которая добилась исполнения своей мечты – она стала пловчихой. Пивоварова, И. М. Однажды Катя с Манечкой : рассказы : [12+ : для среднего школьного возраста] / Ирина Пивоварова ; художник П. Гавин. – Москва : Искательпресс, 2014. – 45, [3] с. : цв. ил. ; 23 см. – (Библиотечка школьника). Две маленькие девочки-сестрички Катя и Манечка были лучшими подругами. Каждый день они придумывали себе какое-нибудь увлекательное занятие. Например, узнав, что природа в опасности, девочки решили её охранять. Они объявили день защиты природы в своём дворе. Целый день караулили, чтобы никто не ходил по газону, не мял траву и цветы. Запретили даже щенку и коту Мышкину бродить по травке и нюхать цветы. Но этого показалось мало. Катя и Манечка стали звонить, стучаться в квартиры и спрашивать у жильцов, есть ли у них какое-либо животное, но совсем забыли о своих собственных – хомяках. В другой раз девочкам пришла в голову идея заняться творчеством. Они разрисовали гуашью большой лист бумаги, но рисунок был так себе. Тогда сёстры поймали кота Мышкина, который в это время тихо обедал прямо на кухонном столе котлетой со сковородки. Кот хотел смыться, но из цепких рук Кати это было невозможно. Измазав лапы Мышкина гуашью, девочки посадили животное на лист бумаги и не позволяли ему убежать. Кот топтался, оставляя на белой поверхности свои следы. Когда пришла домой мама и обнаружила в своей комнате кошмарную грязь, она сильно рассердилась. Но изобретательные подружки свалили всю вину на кота. Вероника Владимировна внимательно посмотрела на кошачье творчество и передумала дальше ругать детей. Ей понравилось! Вот так и появился шедевр, который очень понравился соседскому Косте Палкину и не понравился Нинке Кукушкиной, наверное, из зависти. Конечно, без фантазий и выдумок девочкам было бы скучно жить, и они каждый день придумывали что-то новое. Например, однажды они решили стать клоунами и дрессировщиками. Хомяки мало подходили для дрессировки, оставался кот Мышкин. Он должен был прыгать через кольцо, как дрессированный тигр в цирке. Но толстый и ленивый кот никак не хотел выполнять трюк. Девочки скормили ему все сосиски из холодильника, но результата не было. Тогда в ход пошла мороженая рыба, и опять ничего. Короче говоря, всё кончилось тем, что кот поцарапал соседку, перевернул стулья, стянул скатерть со стола и спрятался так, что до вечера его не могли найти. Тогда подружки решили, что в цирке котам выступать необязательно, а их Мышкин и так умный. Пивоварова, И. М. Рассказы Люси Синицыной : [для младшего школьного возраста 0+] / Ирина Пивоварова ; художник В. Долгов. – Москва : РОСМЭН, 2016. – 124, [4] с. : цв. ил. ; 22 см. – (Крестики-нолики). Повесть о дружбе двух девочек, которых во дворе звали «Люська-большая» и «Люська-маленькая». В ней рассказано много разных историй. Подружки соперничали между собой: у кого причёска оригинальней, платье красивей. Всегда считалось, что Люся Синицына была выше ростом, чем её подруга. А тут вдруг маленькая Люся Косицына выросла и стала выше ростом многих соседских ребят. Подруги даже обиделись друг на друга и перестали разговаривать. А до этого случая они ведь были «не разлей вода»! И только разъехавшись на лето, девочки почувствовали, как им не хватает друг друга и даже письма написали, где предложили снова дружить. Дружили девочки не только между собой, но и с соседскими мальчишками. Ребята, чтобы понравиться, иногда привирали и фантазировали. Они представляли себя самыми лучшими, смелыми, ловкими, что не всегда было правдой. В играх они старались перехитрить всех, например, кто лучше всех спрячется, спрыгнет с крыши сарая, заберётся на крышу дома, чтобы помочь кровельщику. Иногда бывает так, что одноклассники не любят какого-нибудь мальчика или девочку, и это плохое отношение мешает учёбе и отношениям между ребятами. А ведь стоит иногда получше присмотреться к такому человеку и наверняка найдётся в нём что-то хорошее. Так случилось в классе Люси Синицыной. Никто не хотел дружить с Юрой Селивёрстовым. Все его считали противным, с большими ушами, никто не хотел с ним сидеть за одной партой, становиться в пару и вообще общаться. Когда Юра заболел и не ходил в школу, то к нему даже никто не пришёл навестить, не принес домашнее задание и не объяснил новую тему. Пришлось тянуть жребий, кому идти к нему домой. Выпало Люсе. Когда она пришла домой к мальчику, он не хотел с ней разговаривать, только его мама старалась рассказать о сыне много хорошего. Оказывается, Юра во многом помогал маме, водил в детский сад сестрёнок, ходил в магазин. Люсе стало стыдно за весь класс, она стала часто приходить к Юре и заниматься с ним уроками. Когда мальчик выздоровел, ребята узнали от Люси, что он умеет делать и запускать воздушного змея с длинным хвостом. Он научил этому мальчишек и уже ни с кем не дрался. Вот такие незамысловатые истории об искренней, верной дружбе девочек и мальчиков, которые проверялись на прочность самой жизнью. Дружба всегда помогала детям и взрослым выживать в самых трудных ситуациях, в самые трудные годы в истории нашей страны. Найти другие книги о дружбе можно в электронном каталоге
Рассказала Вам о любимых книгах советской детворы
| |
|