MENU
Главная » 2022 » Август » 8 » Сохраняя традиции предков: к Международному дню коренных народов мира
16:08
Сохраняя традиции предков: к Международному дню коренных народов мира

Ежегодно 9 августа на всем земном шаре отмечается Международный день коренных народов мира. Эта дата была установлена в 1994 году по инициативе Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций.

«В этот… день мы отдаем должное богатству культур коренных народов и особому вкладу, который они вносят в семью народов мира», – говорится в первом заседании Рабочей группы по коренным народам.

На Камчатке традиционно проживает 6 народов: ительмены, коряки, камчатские эвены, чукчи, командорские алеуты и камчадалы, которым присвоен этот статус. Перепись 2010 года в Камчатском крае зарегистрировала 134 национальности и этнические группы, из них численность 5 национальностей не превышает  всего  двух тысяч человек! Самое обширное – русское население, его численность достигает 86% от общего числа проживающих. На втором месте – украинцы, их приблизительно 12 тысяч человек или 4% от всего населения. На третьем месте – коряки, это 7000 человек и чуть более 2%. Коряки занимают самую большую часть из числа коренных.

Самый точный перевод термина «коряки» будет «владеющий оленями», который и отражает суть их главного занятия. Но корякские племена, оказывается, не всегда были кочевыми. Изначально вели оседлую жизнь и занимались рыболовством. В годы плохой рыбалки мужчины были вынуждены уходить вглубь полуострова на охоту. С этого и началось их деление на кочевых и оседлых. Сам народ никогда не называл себя коряками, оседлые были «нымыланы», а кочевые – «чавчувены». Коряки всегда мудро распоряжались дарами природы. Убитые животные не просто шли на пропитание. Из шкур шили теплые рубахи «кухлянки», которые украшали узорами из меха. Для меховых валенок шли шкурки моржей и нерпы.

Подумать только, что отрезанные от цивилизации, они придумали подобие подгузника. Их сооружали из мягчайших шкурок телят оленей и снабжали карманом на пуговицах, которые можно было расстегивать и застегивать, не снимая одежды. В карман выкладывался особый сорт мха, хорошо впитывающий жидкость и препятствующий появлению опрелостей. А капюшон северянок создан для переноски младенца. Он создается в расширенной спинке куртки. Ремешки помогают зафиксировать младенца. Вот он в тепле и безопасности, а руки женщины свободны, чтобы заниматься делами.

Мужчины-коряки охотились на морских животных, у него должны были быть доспехи. Их делали из костей морских животных, сами пластины скрепляли жилами. Они служили мужчинам и во время войны, а воевать приходилось не только за территории, но и за оленей, на которых охотились чукчи.

Олицетворением родного дома любого коряка была яранга, небольшая юрта, покрытая шкурами оленей. Жили по 5-7 человек, у них не было объединения племен. Самое теплое место – «спальня», которая представляет квадратную «комнату» в центре. Раньше туда забиралась вся семья и, зажимая «жирник», укладывалась на ночлег. В ней становилось так жарко, что даже в самые морозные дни можно было спать без одежды.

Коряки верили, что душа есть даже у каждой вещи. Они одушевляли весь окружающий мир: светила, моря, горы, лес. В каждой общине было свое святое место – аппапель, которому поклонялись и приносили в жертву животных.

Самые пышные праздники у коряков – в честь охоты и рыбалки. Торжественно встречали добычу, будь то олени, касатки или киты, выполняли обряды со шкурой, носили и потом их выставляли на почетное место, рядом с семейными тотемами. Культовыми предметами были аняпели (гадальные камни), миниатюрные фигурки предков.

К смерти относились с большим почтением. Преждевременная кончина считалась происками злых духов, поэтому они совершали ритуальные жертвоприношения и обращались за защитным амулетом к шаманам. Погребальную одежду начинали шить при жизни, но никогда сами не заканчивали, чтобы не накликать преждевременную смерть. Основной способ погребения – сожжение на костре из древесины кедрового стланика. С мертвыми, как с живыми, вели степенные беседы и передавали через них подарки ушедшим родственника. На костер укладывали продукты, оружие, личные вещи. Умерших также  могли скрывать в расщелинах скал или в море.

Коряки верили, что существуют верхний, нижний  и средний миры. Хозяин верхнего мира живет на небесах и следит за мирами. А как он может наказать человека? Он просто засыпает. И наказанный остается один на один со злыми духами, его могут одолеть болезни или неудачи. Чтобы избежать этого, надо просто одеть маску-личину (бывают они  овальные или заостренные). Их еще обшивали перьями, мехом животных. Для изгнания злых духов, сильных и страшных, обращались за помощью к шаману. В фольклоре коряков много интересного. Мелодии исполняются речитативом под ритм бубна. А истории, о которых они рассказывают, взяты из жизни.

Сегодня коряки ведут обособленный образ жизни, не покидают родных мест и бережно охраняют свое прошлое.

Ительменов, или детей Ворона, сейчас  насчитывается всего 3093 человека. А когда-то общинами по 15-100 человек они  селились в острожках. Во главе стоял старейшина, в его жилище даже проводились собрания. Зимой вся община жила в общем доме – полуземлянке, огороженной небольшим навесом с крышей. Вдоль боковых стен располагались спальные места. В дальнем углу находился идол, и в центре был очаг. Летом все перебирались в шалаши, стоящие на 4-х шестах с крышей-конусом. Издалека они напоминали города с башнями. Балаганами первыми их  назвали казаки.

Основа жизни ительменов – рыбная ловля с апреля по ноябрь. Существует обряд «Первой рыбы». Косу, сплетенную из лососевой икры первого улова, с травами опускали в воду против течения с наговорами о богатом улове.  Ительмены  занимались и охотой на ластоногих, стрелы с ядовитым наконечником убивали китов. Использовали мясо и жир, шкуры шли на обувь, из костей и бивней делали клинки, наконечники и иглы. Зимой шли за соболем, лисицей и диким оленем, хотя пушные шкуры до прихода русских не ценились. Охотились с собаками, их очень любили, кормили, тренировали.

Путешественники XVIII-XX вв. часто отмечали отталкивающую внешность ительменов, утверждая, что они никогда не мылись, не стригли ногти, не расчесывали волосы. Отличались богатырским здоровьем, выносливостью, могли долго бегать, и средняя продолжительность жизни была 60-75 лет.

Главная роль в семье принадлежала мужчине, но женщин  обижали, исполняли все их прихоти. Сохранился обычай «отработки» потенциального жениха в доме невесты в качестве слуги. Иногда в этой роли он был несколько лет, а невеста ему могла потом просто отказать. Жену надо было завоевать! Что же представляет собой  свадебный обряд «Хватай»? Девушке веревками плотно связывали ноги, опутывали сетями и наряжали в несколько слоев одежды. Цель жениха – распутать девушку и на ней жениться. Находящиеся рядом родственницы невесты в это время били, кусали, царапали мужчину, часто нанося серьезные травмы. Тогда этот обряд могли повторить еще раз.

Нравы были свободные, невинность не была добродетелью. Разрешались даже браки внутри рода. Если мужчина хотел себе вторую жену, то спрашивал у первой. И либо жили вместе, или он ходил из юрты в юрту. Отказать было нельзя, он мог уйти!

Ительмены верили, что Земля плоская, существует еще и  «подземное небо». Главным героем всех мифов был Бог-Ворон Кутх, творец неба и земли. Они его не почитали, сочиняли о нем нелепые истории. А подземным миром правил его сын Гаеч.

Ительмены считали, что после смерти все возродятся в подземном мире, где живется гораздо лучше. Смерть их не страшила, они легко шли на самоубийство.

И в завершении еще один обычай – посвящение в друзья. Дружбе отводили большую роль. В гости приглашали друга, устраивали роскошный пир и очень жарко топили юрту. Оба раздевались, начиналась трапеза, и хозяин все выше поднимал температуру. Гость просил о пощаде, тогда у него забирали собак, его одежду и другие вещи. Давали больных собак и старую одежду. Через некоторое время они менялись ролями и становились друзьями навсегда.

Традиции и обычаи коренных жителей сегодня нам не всегда понятны. Но, чаще всего, они были оправданы теми условиями жизни. И сегодня их потомки являются хранителями своей удивительной и такой дорогой для них родины. Давайте помнить слова Владимира Путина: «Мы с огромным вниманием и уважением относимся к каждому этносу… В нашем многообразии всегда была и есть наша красота и сила».

 

С некоторыми интересными фактами из жизни наших земляков познакомила вас
 Марчук Анна, главный библиотекарь Центральной городской библиотеки.

 

 

Использованные источники

  1. Коренное население Камчатки // FB.ru. – URL : https://fb.ru/article/252240/korennoe-naselenie-kamchatki (дата обращения 04.08.2022).

Коренные малочисленные народы Камчатки  // Камчатская краевая научная библиотека им. С. П. Крашенинникова [официальный сайт] – URL : https://kamlib.ru/ethnography/territoriya-kamchatka/korennye-malochislennye-narody-kamchatki/ (дата обращения 04.08.2022).

 

На сайте библиотеки открыт раздел, посвящённый Году культурного наследия народов России.

Просмотров: 729 | Добавил: lesgusly | Теги: традиции, камчатка, коренные народы | Рейтинг: 5.0/1
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх