17:07 Выдающиеся писатели-фантасты Герберт Уэллс и Станислав Лем | |
«Читая романы Герберта Уэллса, не перестаю удивляться, какой нужно обладать прозорливостью, чтобы ещё в конце девятнадцатого века предугадать дальнейшее развитие научно-технического прогресса и то, что последует за ним.» Из рецензий книжного сервиса «Лайвлиб» («LiveLib») Многие любители и знатоки фантастической литературы говорят о том, что их увлечение фантастикой начиналось с произведений классиков этого жанра. Англичанин Герберт Уэллс и польский писатель и футуролог Станислав Лем по праву считаются корифеями фантастики. Их книги выдержали испытание временем, по ним были сняты десятки фильмов, как в нашей стране, так и за рубежом. Этические и социальные проблемы, затронутые в произведениях авторов, до сих пор волнуют человечество. 2021 год стал для писателей юбилейным: 12 сентября Станиславу Лему исполнилось 100 лет, а 21 сентября поклонники Герберта Уэллса отметят 155-летие со дня его рождения. Герберт Уэллс (21.09.1866 – 13.08.1946) В «великую тройку» самых известных произведений Уэллса входят его романы «Машина времени» (1895), «Человек-невидимка» (1897) и «Война миров» (1898). Некоторые читатели также называют в числе любимых и значимых книг роман «Остров доктора Моро», вышедший в свет в 1896 году. Все эти произведения неоднократно были экранизированы, их сюжеты по сей день привлекают внимание режиссёров. Премьера последней, на сегодняшний день, киноверсии «Человека-невидимки», состоялась в феврале 2020 года: одноимённый фильм представил публике австралийский режиссёр Ли Уонелл. Более всего экранизаций у романа «Машина времени» – фильмы по нему вышли в 1949, 1960, 1978, 1992 и 2002 годах. Интересный факт, что режиссёром картины, вышедшей в 2002 году, является американец Саймон Уэллс, правнук писателя. «Машина времени» стала одним из первых произведений, написанных в жанре антиутопии. Роман рассказывает о путешествии изобретателя в далёкое будущее, где человечество разделится на две расы, два класса: элоев и морлоков. Элои, потомки богачей и аристократов, прелестные, изнеженные и беспомощные, играют роль человеческого скота, вернее, растительной пищи для обитающих под землей в вечной темноте диких морлоков. А морлоки – это те, в кого мутировали бывшие слуги элоев. Морлоки кормят элоев, всячески заботятся о них, а потом в нужное время пожирают. Такая жуткая эволюция человечества. Главным героем романа «Человек-невидимка» вновь становится учёный. В маленьком и тихом городке, воплощении старой доброй Англии, появляется странный раздражительный человек, весь в бинтах. Это гениальный изобретатель Гриффин, сделавший себя невидимым, ставший для самого себя «подопытным кроликом». Очень скоро он вступает в конфликт с окружающим миром и объявляет ему настоящую войну. Одержимый, озлобленный, жестокий, в довершение ко всему еще и невидимый, Гриффин наводит ужас на мирных обывателей. В финале его ловят, толпа долго топчет невидимое тело, которое становится видимым только тогда, когда Гриффин умирает. «Война миров» – первое фантастическое произведение, в котором рассказывается о захвате нашей планеты инопланетянами. Роман начинается с того, что на Землю падает некий цилиндр. Это становится невероятным событиям, люди пытаются установить дружественный контакт с внеземными гостями. Но у захватчиков с Марса другие планы. Они собираются подчинить Землю и ее обитателей себе. Люди пытаются им противостоять. Однако артиллерийские батареи оказываются уничтоженными тепловыми лучами. Власти призывают население срочно покинуть Лондон – это единственное, что остается. Все производство останавливается, социальный порядок рушится, наступает хаос. Люди бегут из городов, в оставленных жилищах бесчинствуют мародеры. Общество сходит с ума, человечество забывает о морали и привычных ценностях. Один из основных вопросов, вокруг которых строится сюжет романа, – на что может пойти человек ради спасения? Где искать надежду на возрождение человечества? Сам Герберт Уэллс называл «Войну миров» своим лучшим творением. Будучи не только писателем, но и учёным (к тому времени писатель получил два учёных звания по биологии) и прогрессивным человеком, Уэллс пристально следил за развитием современной науки. В 1877 году астроном Джованни Скиапарелли, исследуя поверхность Марса, обнаружил на ней сеть прямых линий, так называемых «марсианских каналов». Это стало отправной точкой для возникновения гипотезы об искусственном происхождении каналов и существовании на Марсе цивилизации. Своё представление об этой цивилизации, достигшей большого технического прогресса и несомненно опередившей землян, Уэллс воплотил в «Войне миров». Как и многие фантасты, писатель сумел предугадать некоторые научно-технические открытия. Например, создание роботов, самолётостроение, отравляющие газы, которые впервые будут применены во время Первой мировой войны, и так далее. Творчество Уэллса уже при жизни стало настолько популярным, что его книги по заказам читателей были переведены на 17 языков, включая китайский, японский, грузинский, польский и русский. Однако он сочинял не только фантастику. На протяжении творческой жизни (с 1895 года) Герберт Уэллс написал около 40 романов и несколько томов рассказов, более десятка полемических сочинений по философской проблематике и примерно столько же работ о перестройке общества, 2 всемирные истории, около 30 книг с политическими и социальными прогнозами, более 30 брошюр на различные темы, несколько книг для детей и автобиографию. Писатель стремился добиться совершенства в разных сферах деятельности. Он занимался наукой и журналистикой, выступал с лекциями, интересовался издательским делом, много путешествовал. Жил в Лондоне и на французской Ривьере, трижды (в 1914, 1920 и 1934 годах) побывал в России. «У каждого из нас есть своя машина времени – воспоминания, что уносят нас в прошлое и мечты, которые переносят нас в будущее.» (Герберт Уэллс, «Машина времени»). Станислав Лем (12.09.1921 – 27.03.2006) Станислав Лем, чей столетний юбилей отмечается в эти дни (по разным данным, писатель появился на свет то ли 12-го, то ли 13-го сентября 1921 года), несомненно, был одним из любимых авторов в Советском Союзе. Так же, как и Герберт Уэллс, он сумел стать классиком при жизни, представив польскую фантастику всему миру. Его книги переведены более чем на 40 языков, продано более 30 миллионов экземпляров. Фильмы по произведениям Лема были поставлены выдающимися режиссёрами Анджеем Вайдой, Андреем Тарковским, Стивеном Содербергом и другими. Литературная карьера Лема началась с сотрудничества с польскими журналами, в которых печатались его стихи и рассказы о периоде оккупации (писатель учился во Львовском медицинском университете, когда началась Вторая мировая война, и участвовал в группе сопротивления нацистам). Первый успех пришёл после публикации в 1951 году романа «Астронавты». Однако сам Лем считал этот роман неудачным и даже запрещал его публиковать, как и вышедшее следом за ним в 1955 году «Магелланово облако». Самым известным, знаковым, «эмблемным» произведением писателя стал, безусловно, роман «Солярис», опубликованный в 1961 году. Главным в сюжете романа стал философский вопрос о способности человека наладить общение с внеземным разумом. Солярис – далёкая планета, над поверхностью которой парит космическая станция. Для помощи исследователям туда отправляют психолога Криса Кельвина. Он находит станцию в беспорядке, а оба оставшихся исследователя – Снаут и Сарториус – кажутся не вполне нормальными. Когда Кельвин просыпается среди ночи, он видит рядом с собой свою жену Хари, погибшую 10 лет назад. Сошёл ли Крис с ума или является свидетелем научной сенсации? На самом деле Хари была создана разумным Океаном планеты Солярис. Этот Океан состоит не из воды, а из протоплазмы и является своего рода коллективным организмом и мыслящим существом. Из улавливаемых им чувств и воспоминаний людей он способен создавать копии, не отличимые от оригинала. Внеземной разум Соляриса проводит эксперименты над исследователями, которые полагают, что это они изучают планету. «Никто из профессиональных русских переводчиков польской литературы, контактировавших с нашим Министерством культуры и Союзом польских литераторов, не переводил мою прозу. В СССР её переводили известный астрофизик, известный математик и, кажется, какой-то японист, а также люди не из литературной среды. Но меня там издавали гигантскими тиражами.» (Из воспоминаний Станислава Лема). На русском языке «Солярис» вышел в 1962 году в переводе Дмитрия Брускина, инженера по образованию, окончившего Ленинградский институт точной механики и оптики. Именно этот перевод до сих пор считается самым удачным, в сравнении с более поздним, выполненным Г. Гудимовой и В. Перельман. В 1972 году в Советском Союзе вышел художественный фильм «Солярис», снятый режиссёром Андреем Тарковским. В процессе написания сценария автор и режиссёр поругались. И впоследствии Лем отзывался о фильме исключительно в негативном ключе, хотя лента несомненно прославила писателя. Ещё больше критических замечаний получил от автора режиссёр «Соляриса» 2002 года Стивен Содерберг, который сконцентрировался на любовной линии Криса и Хари, представлявшей для самого Лема лишь второстепенный аспект. Польский писатель использовал практически всё многообразие жанров научной фантастики. Его произведения условно можно разделить на несколько групп. После ранних романов (которые сам автор позднее критиковал за «соцреализм»), в 60-е годы Лем создал произведения, которые привнесли в фантастику элементы реализма. Речь идет о таких романах, как «Эдем» (1959), «Возвращение со звезд» (1961), «Солярис» (1961), «Непобедимый» (1964), «Глас Господа» (1968), a также о публиковавшихся в различных сборниках рассказах, которые в итоге были собраны в книгу «Рассказы о пилоте Пирксе» (1968). Также Лем писал произведения с элементами гротеска, языковой игры – это романы, объединённые главными героями: звездным путешественником Ийоном Тихим или конструкторами Трурлем и Клапауцием. Дружба с астрофизиком Иосифом Шкловским вдохновила Лема на создание книги «Сумма технологии», в 1963 году опубликованной в Польше и в 1968 году в СССР. С той поры в его творчестве все более преобладает философская тематика, эссеистика, рецензии на вымышленные книги, разного рода литературные эксперименты. Зрелый Лем – прежде всего философ и футуролог, понемногу отошедший от чисто художественных произведений. Лем предсказал много явлений, ставших для нас сейчас вполне привычными. На страницах его произведений читатель находит аналоги электронных и аудиокниг, Интернета, поисковиков типа Google, смартфонов, 3D-принтеров, компьютерных игр, виртуальной реальности, нанотехнологий. Однако сам писатель не приходил в восторг от технического прогресса. Например, он не пользовался Интернетом для своих исследований. Прежде всего, в жизни и творчестве, ему важно было понять, как меняется человек и его поведение по мере достижений прогресса. «Не нужно нам других миров, нам нужно зеркало», – эта фраза, произнесённая одним из героев романа «Солярис» Снаутом, является центральной для Лема. Главным для него всегда были люди и их поступки. Станислав Лем был не только одним из писателей, сформировавших современную научно-фантастическую литературу, но и философом, интересовавшимся будущим человечества. Использованные источники:
Лучшим способом узнать о взглядах писателя является знакомство с его книгами. В фондах библиотек города вы найдёте произведения Герберта Уэллса и Станислава Лема, а также других фантастов. В выборе книги для чтения вам помогут обзоры новых поступлений от библиотекарей: «Читаем новинки научной фантастики», «Вымышленные миры», «Мир будущего голубой планеты Земля». Также проверьте свои знания фантастической литературы с помощью онлайн-викторины «По страницам фантастики».
Материал подготовила Мария Батова, | |
|