07:54 Стиль, жизнь и смерть – к 140-летию Вирджинии Вулф | |
«…такого писателя, как Вирджиния Вулф, надо читать очень медленно, И тогда все перестанут бояться Вирджинии Вулф.» Александр Ливергант, В жизни этой талантливой женщины, на первый взгляд, были все условия для того, чтобы стать писателем. Однако судьба уготовила ей нелёгкий путь – смерти близких людей, мировые войны, душевное расстройство. Её рассудок бился в тисках болезни, но она упорно выводила на бумаге необычные, умные, обволакивающие сладким флёром женственности строки. О чём же писала эта противостоявшая устоям викторианской эпохи бунтарка? Что наполняло её жизнь между серьезными приступами душевного расстройства? Была ли душевная болезнь ключом к её хитросплетённым текстам? Кем она стала в глазах современников и с чем вошла в историю мировой культуры? Давайте вспомним сложную биографию и столь же замысловатый стиль одной из самых примечательных писательниц ХХ века. Сегодня мы уже совершенно не представляем английскую литературу XX века, подарившую миру плеяду женских талантов, без этой хрупкой, похожей на фарфоровую статуэтку, леди, при этом феминистки, состоявшей в традиционном браке, но заводившей романы с женщинами; теоретика модернизма, критика и писательницы, души интеллектуальных собраний в Блумсбери – Вирджинии Вулф. 25 января 1882 года в Лондоне, в семье вдовца сэра Лесли Стивена и вдовы с тремя детьми от первого брака рождается дочь, которую назовут традиционным английским именем – Вирджиния (полное имя – Аделина Вирджиния Стивен). Кроме детей от предыдущих браков, чета воспитывает общих: мальчиков – Тобиаса и Адриана – и девочек – Ванессу и Вирджинию. Будущая писательница с рождения находится в литературной викторианской среде. Её детской становится гигантская библиотека отца – альпиниста, радикала, атеиста, вольнодумца, издателя и автора первого издания многотомного «Словаря национальной биографии». Их дом по праву считается центром культурной жизни Лондона того времени. Поэтому не стоит удивляться редкой начитанности и эрудиции Вирджинии, не посещавшей ни школу, ни университет, а обучавшейся дома под руководством отца, незримую связь с которым она будет чувствовать всю свою жизнь. Однако образ матери для Вулф не менее важен. Утончённость и чувство стиля Вирджиния наследует именно от этой патологически красивой женщины, позировавшей художникам, увлекавшейся театром, имеющей склонность к филантропии вплоть до самопожертвования. 13-летняя Вирджиния не может принять её смерть от гриппа, получает нервный срыв и впервые впадает в депрессию. В то время болезнь, с которой она проживёт почти всю сознательную жизнь, описывали предельно просто: «сошла с ума» – термин «биполярное расстройство» и способы его лечения ещё не были изобретены. Биографам Вулф оставляет многотомники своих дневников – она ведёт их с перерывами с 15 лет, словно кружево сплетая детали собственной жизни с сюжетами романов. Благодаря её личным записям можно проследить, как она пытается осознать свое место в стремительно меняющейся культуре. В 1902 году двадцатилетняя Вирджиния пишет в дневнике, что видит свою судьбу в писательстве. Два года спустя, после смерти отца, семья Стивенов переезжает из аристократического лондонского района Кенсингтон в богемный и пока ещё дешевый Блумсбери. Именно здесь, начиная с 1904 года, формируется «группа Блумсбери» – избранный литературный клуб, собравший молодых интеллектуалов, которые увлекаются познанием собственной сексуальности и проповедуют чувственность. У руля группы неожиданно становятся сёстры Стивен – Вирджиния и Ванесса. Позже Ванесса выйдет замуж за члена группы, известного арт-критика Клайва Белла, станет художником и отойдёт в сторону. И, хотя по нынешним временам мировоззрение «группы Блумсбери» выглядит довольно банально, тогда оно служило камнем эстетического преткновения, потому что её участники воспитывались в викторианском обществе, не допускавшем ни сексуальной свободы, ни женских прав. Одной из заметных фигур становится Леонард Вулф – близкий приятель брата Вирджинии, Тоби, одного из основателей группы Блумсбери, умершего от брюшного тифа. Вирджиния, глубоко любившая брата, не воспринимает всерьёз ухаживания его друга. Над предложением о замужестве она думает три года, то отклоняя, то принимая его. В итоге в августе 1912-го Вирджиния Стивен и Леонард Вулф сочетаются законным браком. Предсмертная записка и многочисленные дневники писательницы свидетельствуют о глубокой привязанности супругов и их внимании друг к другу. Самые модные английские интеллектуальные тусовки начала ХХ века распахивают двери перед супругами Вулф и всей группой Блумсбери благодаря их стремлению жить вопреки общепринятым нормам и традициям, вкупе с благородным происхождением. Свой «счастливый билет» в модные круги Вирджиния Вулф выигрывает, согласившись стать постоянным автором британского «Vogue». В 1924 году она же становится его героиней – в нарочито старомодном платье своей матери, которое ей велико. К тому времени Вулф уже уважаемый писатель – три успешных романа, множество эссе и докладов, чтение лекций делают её значимой фигурой в культурной жизни Англии. Несмотря на демонстративно современный образ жизни, в быту писательница предпочитает традиционные для викторианской эпохи платья в пол, элегантные шляпки, цветочные узоры и зачёсанные в тугой пучок волосы – такой мы видим её на знаменитой фотографии с помолвки. «Моя любовь к одежде меня живо интересует, только это не совсем любовь, а что именно – мне лишь предстоит узнать, – пишет Вулф в дневнике в 1925 году. – Мне хочется понять степень осознанности людей в разных сферах: осознанность вечеринок, осознанность в выборе одежды. Это очень сложно, я всегда возвращаюсь к этой теме, но сама не могу сформулировать, что я имею в виду». Вскоре она сформулирует свои мысли в романе «Миссис Дэллоуэй», где через наряды пробует передать характер и переживания главной героини. Вместе с Вирджинией регулярной фигуранткой «Vogue» становится её возлюбленная и соратница Вита Сэквелл-Уэст – аристократка и писательница, одинаково сильно увлечённая литературой, садовым дизайном и прекрасными современниками обоих полов. Сексуальная свобода является важной частью негласного устава группы Блумсбери, и отношения внутри неё открыты для всех – романы Вулф никак не ухудшают её отношения с мужем. Вита знакомится с Вулф ещё в 1922 году. При этом она сильно влияет и на творчество, и на благополучие Вирджинии, постоянно поддерживает любимую как морально, так и финансово: организовывает, например, публикацию своих успешных книг в издательстве супругов Вулф, когда те переживают тяжёлые времена. Взамен Вирджиния Вулф посвящает ей свою самую знаменитую работу – роман «Орландо», где главный герой, списанный с Виты, путешествует во времени в течение трёхсот лет, меняя пол и облик. Найджел Николсон, сын Виты, позже отозвался об «Орландо», как о «самом длинном и обаятельном любовном письме в истории литературы». В одном из дневников Вулф пишет, что видит своё предназначение в том, чтобы «описать собственный пол» – идея революционна не только в начале ХХ века, но и сейчас. Влияние Вулф на феминизм и современную жизнь в целом трудно переоценить – она не просто стала полноценным женским голосом в литературе, но и оказалась вестником необратимых изменений: согласно её философии, роль женщины не определяется длиной её нарядов и волос, а соответствует лишь её личным желаниям. Несмотря на жизнь, наполненную событиями и любимым делом, депрессия неотвратимо берёт верх над несгибаемой волей Вулф. К началу 1941 года ком проблем становится невыносимым: работа над последним романом «Между актами» истощает; биографию художника Рождера Фрая, которую издали в 1940-м, плохо принимают критики, а бомбардировки отнимают любимый дом в Лондоне. К весне 1941 года писательница уже не может работать. «В этот раз я не поправлюсь», – пишет Вулф в своей предсмертной записке, обращенной к мужу. 28 марта 1941 года в возрасте 59 лет Вирджиния набивает камнями карманы пальто и входит в реку Уз в Сассексе, неподалеку от дома. Её тело найдут спустя почти три недели. И, даже проиграв болезни, Вулф до последнего пытается оставить выбор за собой – жить или умереть – так, как она это видит. Библиография:
Цитаты: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». «Самое удивительное при влюбленности (а это была влюбленность, ведь верно?) — совершенное безразличие к окружающим». «Жизнь ничего не имеет общего с тем, чтоб сидеть на стуле и думать. Мыслить и жить — два полярно противоположных занятия». «Ничто так не отравляет счастье, так не приводит в ярость, как сознание, что другой ни в грош не ставит что-то для вас драгоценное». «А что там, наверху? Должно быть, ощущение, что все ступеньки уже позади».
Источники:
Не боялась исследовать жизненный путь писательницы
| |
|