MENU
Главная » 2022 » Январь » 20 » «Она была богиня, ангел…» О жизни и творчестве Риммы Казаковой
07:00
«Она была богиня, ангел…» О жизни и творчестве Риммы Казаковой

Отечество, работа и любовь –
вот для чего и надобно родиться,
вот три сосны, в которых – заблудиться
и, отыскавшись, – заблудиться вновь.

Римма Казакова

Римма Казакова – автор стихотворений, многие из которых стали песнями. В её жизни бывало всякое: житейские неурядицы, серьёзные проблемы с сыном, но на всё это поэтесса смотрела с присущей её мудростью, стоической непоколебимостью. В 2022 году исполняется 90 лет со дня её рождения.

Будущая поэтесса родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Отец Рэмо, а именно так её назвали родители (сокращенное: Революция, Электрификация, Мировой Октябрь), был кадровым военным, мать – секретарём-машинисткой.

Из-за службы отца семья всё время переезжала. Казаковы жили в Белоруссии, в Удмуртии, а после Великой Отечественной войны перебрались в Ленинграде. Там девушка окончила школу, а затем – исторический факультет Ленинградского государственного университета.

В 20 лет девушка пришла в ЗАГС с намерением сменить имя. Но там её обвинили в непатриотичности. Тогда Казакова заявила, что Рэмо – это аббревиатура, как, например, ВЛКСМ или ВЦСПС, но не человеческое имя, и на Дальний Восток поехала, уже официально став Риммой Фёдоровной Казаковой.

По распределению девушка попала в Хабаровск, где работала сначала лектором в Доме офицеров, затем редактором одной из дальневосточных киностудий. Из-за специфики работы Казаковой приходилось часто ездить в командировки, общаться с людьми различных профессий. Это давало ей много «пищи» для размышлений, которые потом, ложась на бумагу, складывались в стихотворения. «Я уехала очень далеко от дома, веруя, что только на трудных, дальних дорогах встречу, найду самое подлинное, самое настоящее, что ищу в жизни. Может быть, характер и получился…».

Ещё в детстве Римма Казакова начала интересоваться поэзией, но всерьёз ей заниматься решила именно тогда, в годы юности, оставив профессию: «Я никогда не зацикливалась на стихах — хорошо готовила, вязала, любила жизнь во всех ее проявлениях. Но однажды поняла, что именно призвание вело меня по жизни. И от того, что мешало ему, я иногда с легкостью, а иногда тяжело отказывалась. Писание стихов было важнее».

В 1958 году выходит первый сборник стихотворений молодой поэтессы «Встретимся на Востоке».

Люблю сидеть у дымного костра,

Где закипает говорливый чайник,

Где можно петь и греться до утра,

Где сам себе хозяин и начальник.

Где, коль пошутишь, дружно посмеются,

А если промолчишь, то не осудят.

Где кипяток не наливают в блюдца,

Серебряными ложками не студят.

Где сладок хлеб, соленый, сыроватый,

Сладка уха без всякой там приправы,

Где – в двух шагах – вздыхает лес лохматый,

Шумит река и сонно никнут травы.

Где, обгорелым тоненьким прутом

Березовые угли вороша,

В который раз подумаешь о том,

Что жизнь и вправду очень хороша.

Все хорошо: и песни, и работа,

И право у костра встречать рассвет,

И даже эти поиски чего-то,

Чего на деле, может быть, и нет...

Вскоре после выхода книги Казакова вступила в Союз писателей, а с 1976 по 1981 год была его секретарём. Она стала первой женщиной, занимавшей такой пост, и это нравилось не всем. Тем более, что Казакова, не стесняясь, высказывала в адрес коллег по писательскому цеху всё, что о них думает. После нескольких таких выпадов Римму Казакову попросили снять с себя полномочия секретаря. Это стало большим ударом по её гордости, но женщина нашла в себе силы пережить этот неприятный эпизод и двигаться дальше.

Для того чтобы усовершенствовать стиль, Казакова поступила на высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, окончив их в 1964 году. Продолжала публиковаться. Из-под её пера выходят стихи о любви, верности, дружбе, материнстве. «Помпея», «Ненаглядный мой», «Люби меня застенчиво» –  вот некоторые названия её стихотворений.

Люби меня!

Застенчиво,

боязно люби,

словно мы повенчаны

богом и людьми…

 

Люби меня уверенно,

чини разбой —

схвачена, уведена,

украдена тобой!

 

Люби меня бесстрашно,

грубо, зло.

Крути меня бесстрастно,

как весло…

 

Люби меня по-отчески,

воспитывай, лепи,—

как в хорошем очерке,

правильно люби…

Как-то раз, после публикации стихов Казаковой в «Новом мире», ей позвонила Агния Барто: «Деточка, хорошие стихи, но как же можно так раздеваться перед таким количеством людей?» Один из рецензентов хабаровской печати вторил Барто: «Даже ранняя Анна Ахматова писала о любви целомудреннее…». Казакова с юмором отнеслась к этим словам, расценив их как комплимент. Привыкнув доверять свои желания, искушения, мысли и чувства бумаге и незнакомым людям, она не боялась обсуждений своей персоны и взглядов искоса. В одном из интервью она сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно».

Популярности поэтессы способствовало и то, что она вошла в творческий сонм поэтов-шестидесятников, и то, что на её стихи известные композиторы начали писать песни. «Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и родилась песня. Было это аж в 1969 году. Потом в моей жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом — Аллегрова, Пугачёва, Лещенко, Киркоров, Распутина…».

«Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Безответная любовь» и другие песни на стихи Казаковой мгновенно становились хитами.

Почти все стихи Казаковой о любви. Но в жизни самой Казаковой не было большого беззаветного чувства. Она – любила, а её – нет:

За тех, чей чуждый взгляд ожег

спесиво,

чтоб мой нашел, настиг, как шок, —

спасибо!

За безмятежность душ и глаз,

за силу

всего, что засветилось в нас,

спасибо.

За то, что больше, чем дано, спросила

с небес, прихлынувших в окно,

спасибо.

За тот огонь, что для огня

спасли вы, —

все, не любившие меня, —

спасибо!

Читательницы чувствовали искренность стихов Казаковой и поэтому верили ей.

Как ты — так я. Твоё тебе верну.

Вздохну, шагну, живой из пекла выйду.

Я слабая, я руку протяну.

Я сильная, я дам себя в обиду.

И прочь уйду. Но не с пустой душой,

не в затаённой горестной гордыне, —

–И присно. И вовеки. И — отныне.

В 1962 году у Казаковой родился сын Егор, и  всю свою любовь женщина перенесла на него. Мальчик вырос, отслужил в армии, но беда пришла, откуда не ждали. Страшное слово – наркомания. Римме Казаковой пришлось бороться, спасать своего ребёнка от этого пагубного пристрастия. И – спасла!

Казалось, её времени и сил хватает на всё: на сына и внуков, на общение с начинающими поэтами и поездки по стране, на общественную работу, которую Казакова вела вплоть до самой смерти. Решительная и бескомпромиссная, с активной жизненной позицией, Казакова в октябре 1993 года подписала так называемое «Письмо 42-х» – публичное обращение группы известных литераторов к гражданам, Правительству и Президенту России по поводу событий 21 сентября – 4 октября 1993 года . А в 2000 году стала одним из авторов письма против возвращения «сталинского» гимна.

В 1990-х годах, став первым секретарём Союза писателей Москвы, Казакова с присущим ей энтузиазмом организовывала Дни литературы различных национальностей, общегосударственные Пушкинские праздники поэзии, возродила поэтические вечера, проводившиеся в Политехническом музее. С молодыми писателями-дебютантами Римма Федоровна на лекциях делилась секретами творческого мастерства.

Стихотворения Казаковой тех лет резки, в них чувствуется негодование и осуждение пороков общества:

Мы живем в масштабный век:

сверхзадачи, сверхзаботы…

От прогресса ждешь чего ты,

современный человек?

 

Сверхвозможностей, сверхнужд

сверхдовольно, и порою

сверхмодерному герою

сверхжеланий зуд не чужд.

 

Все жадней к избытку благ,

от какого лучше б – драпать…

Человек, не надо хапать!

Суперблаго – супервраг.

Поэтессы не стало в мае 2008 года. Римма Фёдоровна Казакова умерла от сердечной недостаточности, в подмосковном санатории. Творческое наследие многими любимой поэтессы составляют более двадцати сборников поэзии, переводы с языков ближнего и дальнего зарубежья, а также песни, которые до сих пор помнят и поют.

За литературное творчество и общественную деятельность Римма Казакова была удостоена правительственных наград: ордена Трудового Красного знамени, Дружбы народов, болгарского ордена Кирилла и Мефодия первой степени.

Летом 2008 года была учреждена премия имени Риммы Казаковой «Начало» для поощрения молодых авторов, не достигших 35-летнего возраста. Имена лауреатов становятся известны 19 мая, в день памяти поэтессы.

Источники:

  1. Казакова, Р.Ф.Стихи и песни / Римма Казакова. – Ростов- на-Дону: Феникс, 2001. – 270, [2] с.; 21 см. – (Всемирная библиотека поэзии).
  2. Римма Фёдоровна Казакова // Биограф : [официальный сайт]. – дата обращения 17.01.2022 г.
  3.  Римма Казакова: личная жизнь и творчество поэтессы // FB : [официальный сайт]. – дата обращения 17.01.2022 г.

Материал подготовила
Анна Шишкова,
библиотека-филиал № 7

 

 

Просмотров: 873 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/4
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх