07:00 «Она была богиня, ангел…» О жизни и творчестве Риммы Казаковой | |
Отечество, работа и любовь – Римма Казакова Римма Казакова – автор стихотворений, многие из которых стали песнями. В её жизни бывало всякое: житейские неурядицы, серьёзные проблемы с сыном, но на всё это поэтесса смотрела с присущей её мудростью, стоической непоколебимостью. В 2022 году исполняется 90 лет со дня её рождения. Будущая поэтесса родилась 27 января 1932 года в Севастополе. Отец Рэмо, а именно так её назвали родители (сокращенное: Революция, Электрификация, Мировой Октябрь), был кадровым военным, мать – секретарём-машинисткой. Из-за службы отца семья всё время переезжала. Казаковы жили в Белоруссии, в Удмуртии, а после Великой Отечественной войны перебрались в Ленинграде. Там девушка окончила школу, а затем – исторический факультет Ленинградского государственного университета. В 20 лет девушка пришла в ЗАГС с намерением сменить имя. Но там её обвинили в непатриотичности. Тогда Казакова заявила, что Рэмо – это аббревиатура, как, например, ВЛКСМ или ВЦСПС, но не человеческое имя, и на Дальний Восток поехала, уже официально став Риммой Фёдоровной Казаковой. По распределению девушка попала в Хабаровск, где работала сначала лектором в Доме офицеров, затем редактором одной из дальневосточных киностудий. Из-за специфики работы Казаковой приходилось часто ездить в командировки, общаться с людьми различных профессий. Это давало ей много «пищи» для размышлений, которые потом, ложась на бумагу, складывались в стихотворения. «Я уехала очень далеко от дома, веруя, что только на трудных, дальних дорогах встречу, найду самое подлинное, самое настоящее, что ищу в жизни. Может быть, характер и получился…». Ещё в детстве Римма Казакова начала интересоваться поэзией, но всерьёз ей заниматься решила именно тогда, в годы юности, оставив профессию: «Я никогда не зацикливалась на стихах — хорошо готовила, вязала, любила жизнь во всех ее проявлениях. Но однажды поняла, что именно призвание вело меня по жизни. И от того, что мешало ему, я иногда с легкостью, а иногда тяжело отказывалась. Писание стихов было важнее». В 1958 году выходит первый сборник стихотворений молодой поэтессы «Встретимся на Востоке». Люблю сидеть у дымного костра, Где закипает говорливый чайник, Где можно петь и греться до утра, Где сам себе хозяин и начальник. Где, коль пошутишь, дружно посмеются, А если промолчишь, то не осудят. Где кипяток не наливают в блюдца, Серебряными ложками не студят. Где сладок хлеб, соленый, сыроватый, Сладка уха без всякой там приправы, Где – в двух шагах – вздыхает лес лохматый, Шумит река и сонно никнут травы. Где, обгорелым тоненьким прутом Березовые угли вороша, В который раз подумаешь о том, Что жизнь и вправду очень хороша. Все хорошо: и песни, и работа, И право у костра встречать рассвет, И даже эти поиски чего-то, Чего на деле, может быть, и нет... Вскоре после выхода книги Казакова вступила в Союз писателей, а с 1976 по 1981 год была его секретарём. Она стала первой женщиной, занимавшей такой пост, и это нравилось не всем. Тем более, что Казакова, не стесняясь, высказывала в адрес коллег по писательскому цеху всё, что о них думает. После нескольких таких выпадов Римму Казакову попросили снять с себя полномочия секретаря. Это стало большим ударом по её гордости, но женщина нашла в себе силы пережить этот неприятный эпизод и двигаться дальше. Для того чтобы усовершенствовать стиль, Казакова поступила на высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР, окончив их в 1964 году. Продолжала публиковаться. Из-под её пера выходят стихи о любви, верности, дружбе, материнстве. «Помпея», «Ненаглядный мой», «Люби меня застенчиво» – вот некоторые названия её стихотворений. Люби меня! Застенчиво, боязно люби, словно мы повенчаны богом и людьми…
Люби меня уверенно, чини разбой — схвачена, уведена, украдена тобой!
Люби меня бесстрашно, грубо, зло. Крути меня бесстрастно, как весло…
Люби меня по-отчески, воспитывай, лепи,— как в хорошем очерке, правильно люби… Как-то раз, после публикации стихов Казаковой в «Новом мире», ей позвонила Агния Барто: «Деточка, хорошие стихи, но как же можно так раздеваться перед таким количеством людей?» Один из рецензентов хабаровской печати вторил Барто: «Даже ранняя Анна Ахматова писала о любви целомудреннее…». Казакова с юмором отнеслась к этим словам, расценив их как комплимент. Привыкнув доверять свои желания, искушения, мысли и чувства бумаге и незнакомым людям, она не боялась обсуждений своей персоны и взглядов искоса. В одном из интервью она сказала: «Я не боюсь быть открытой. Не боюсь бросить своё сердце. Топчите его, я подниму, вымою и вложу обратно. Я пришла к выводу, что от меня не убудет. Для меня это неопасно». Популярности поэтессы способствовало и то, что она вошла в творческий сонм поэтов-шестидесятников, и то, что на её стихи известные композиторы начали писать песни. «Пахмутова прочитала стихотворение «Ненаглядный мой» в журнале «Юность», и родилась песня. Было это аж в 1969 году. Потом в моей жизни появились Саша Серов с композитором Игорем Крутым. Следом — Аллегрова, Пугачёва, Лещенко, Киркоров, Распутина…». «Мадонна», «Музыка венчальная», «Ты меня любишь», «Безответная любовь» и другие песни на стихи Казаковой мгновенно становились хитами. Почти все стихи Казаковой о любви. Но в жизни самой Казаковой не было большого беззаветного чувства. Она – любила, а её – нет: За тех, чей чуждый взгляд ожег спесиво, чтоб мой нашел, настиг, как шок, — спасибо! За безмятежность душ и глаз, за силу всего, что засветилось в нас, спасибо. За то, что больше, чем дано, спросила с небес, прихлынувших в окно, спасибо. За тот огонь, что для огня спасли вы, — все, не любившие меня, — спасибо! Читательницы чувствовали искренность стихов Казаковой и поэтому верили ей. Как ты — так я. Твоё тебе верну. Вздохну, шагну, живой из пекла выйду. Я слабая, я руку протяну. Я сильная, я дам себя в обиду. И прочь уйду. Но не с пустой душой, не в затаённой горестной гордыне, — –И присно. И вовеки. И — отныне. В 1962 году у Казаковой родился сын Егор, и всю свою любовь женщина перенесла на него. Мальчик вырос, отслужил в армии, но беда пришла, откуда не ждали. Страшное слово – наркомания. Римме Казаковой пришлось бороться, спасать своего ребёнка от этого пагубного пристрастия. И – спасла! Казалось, её времени и сил хватает на всё: на сына и внуков, на общение с начинающими поэтами и поездки по стране, на общественную работу, которую Казакова вела вплоть до самой смерти. Решительная и бескомпромиссная, с активной жизненной позицией, Казакова в октябре 1993 года подписала так называемое «Письмо 42-х» – публичное обращение группы известных литераторов к гражданам, Правительству и Президенту России по поводу событий 21 сентября – 4 октября 1993 года . А в 2000 году стала одним из авторов письма против возвращения «сталинского» гимна. В 1990-х годах, став первым секретарём Союза писателей Москвы, Казакова с присущим ей энтузиазмом организовывала Дни литературы различных национальностей, общегосударственные Пушкинские праздники поэзии, возродила поэтические вечера, проводившиеся в Политехническом музее. С молодыми писателями-дебютантами Римма Федоровна на лекциях делилась секретами творческого мастерства. Стихотворения Казаковой тех лет резки, в них чувствуется негодование и осуждение пороков общества: Мы живем в масштабный век: сверхзадачи, сверхзаботы… От прогресса ждешь чего ты, современный человек?
Сверхвозможностей, сверхнужд сверхдовольно, и порою сверхмодерному герою сверхжеланий зуд не чужд.
Все жадней к избытку благ, от какого лучше б – драпать… Человек, не надо хапать! Суперблаго – супервраг. Поэтессы не стало в мае 2008 года. Римма Фёдоровна Казакова умерла от сердечной недостаточности, в подмосковном санатории. Творческое наследие многими любимой поэтессы составляют более двадцати сборников поэзии, переводы с языков ближнего и дальнего зарубежья, а также песни, которые до сих пор помнят и поют. За литературное творчество и общественную деятельность Римма Казакова была удостоена правительственных наград: ордена Трудового Красного знамени, Дружбы народов, болгарского ордена Кирилла и Мефодия первой степени. Летом 2008 года была учреждена премия имени Риммы Казаковой «Начало» для поощрения молодых авторов, не достигших 35-летнего возраста. Имена лауреатов становятся известны 19 мая, в день памяти поэтессы. Источники:
Материал подготовила
| |
|