09:46 «Память о войне нам книга оставляет»: о книгах писателей-фронтовиков | |
Минуло уже 78 лет со знаменательного, незабываемого и светлого дня, имя которого – День Победы! Произошло немало перемен за это время, многое пережито. Со временем затянулись рубцы окопов, исчезли пепелища сожженных и разгромленных городов, выросли новые поколения потомков солдат-победителей. Но рассказы очевидцев о той войне, даже через многие десятки лет, находят отклик в наших душах. И нам необходима эта память. Пусть она будоражит умы, пусть она пронизывает до дрожи наши сердца. Ибо только память делает нас людьми!
Известный поэт, бард, прозаик и сценарист, композитор Булат Шалвович Окуджава рвался на фронт с первых дней Великой Отечественной. Когда началась война, ему оставался еще последний, десятый, класс. Шестнадцатилетним подростком в августе 1942 года Окуджава был направлен в 10-й отдельный запасной миномётный дивизион. Два месяца шла обучающая подготовка, затем на Северо-Кавказском фронте его назначили минометчиком. В декабре этого же года под Моздоком получил серьезное ранение – пуля раздробила кость и застряла в бедре. После госпиталя Окуджава попал в запасной полк, в котором через некоторое время была сформирована маршевая рота, служил в Батуми и Новороссийске в 124-м стрелковом запасном полку. В июле 1943-го в Вазиани была сформирована 126-я отдельная гаубичная бригада большой мощности, в которую влился в том числе и полк Окуджавы. Почти полтора года он прослужил в этой части, затем убыл в военный госпиталь в Тбилиси, а там уже был направлен в долгосрочный отпуск.
Стихи и песни Булата Окуджавы знает вся страна. Автобиографическая повесть «Будь здоров, школяр» оказалась в ряду лучших произведений советской литературы и заняла свое уникальное место: она рассказывает про военный опыт, но военный опыт, пережитый школьником, – о юноше, ушедшем на фронт со школьной скамьи. Окуджава написал эту повесть в год двадцатилетия начала войны. Это было время, которое как бы требовало заново осмыслить то, о чем думать и так никогда не переставали. Повесть затрагивает явления, о которых не принято было писать сразу после окончания Великой Отечественной: голод, неумение и незнание, пьянство солдат, оборванность, и вовсе не доброжелательное расположение местных жителей, и совсем не героическое поведение бойцов: иногда – страх, иногда – воровство. Основная тема Окуджавы – контраст юношеских представлений о войне и того, какой она оказалась в действительности. «Будь здоров, школяр» Хранение: ЦДБ, Ф3, Ф 7 Васильев Борис Львович – русский советский писатель и сценарист. Война ворвалась в его жизнь, когда он только-только окончил 9-й класс. В семнадцатилетнем возрасте Васильев вызвался добровольцем на фронт. Участвовал в боях под Смоленском, тогда и был контужен. Подлечив раны в госпитале, отправился на учебу в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина. Принимал участие в Параде Победы 1945 года. После войны не оставил службу и усердно обучался на инженерном факультете, который успешно окончил в 1946 году. Работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. В 1954 году демобилизовался в звании капитана.
Васильев начал заниматься литературным трудом с середины 1950-х годов. Изначально публиковал свои произведения в журналах, пробовал силы как сценарист. По его сценариям ставились постановки на подмостках театров. Наибольшую известность писателю принесла повесть «А зори здесь тихие…», написанная в 1969 году. Юные девушки, героини произведения, не до конца осознав страх смерти, принимают ее героически и с молчаливым достоинством. В самые трагические минуты повествования автор немногословен, что придает повести особые эмоции, когда, стиснув зубы, задаешься вопросом о ценности человеческой жизни. По этой повести в 1972 году режиссером С.И. Ростоцким был снят одноименный художественный фильм, удостоенный Государственной премии СССР.
«А зори здесь тихие» Хранение: ЦГБ, ЦДБ, Ф 1, Ф3, Ф 6, Ф 7. «В списках не значился» Хранение: ЦГБ, ЦДБ, Ф 1, Ф3, Ф 6, Ф 7.
Летом 1941 года Даниил Гранин добровольно вступил в ряды 1-й Ленинградской стрелковой дивизии народного ополчения. Уже в сентябре его направили под Шушары в отдельный артиллерийско-пулемётный батальон. На месте его распределили в пехотное подразделение простым рядовым. С весны 1942 года Гранин учился в танковом училище, оттуда выпустился офицером-танкистом на фронт. Воевал на Ленинградском и Прибалтийском В романе «Мой лейтенант» Гранин рассказывает, как выживали люди в блокаду и во время обороны Ленинграда. Это произведение, которое показывает военную действительность такой, какой она была. Это взгляд на Великую Отечественную войну изнутри, из траншей и окопов. Такую войну знают только непосредственные участники, кто лично сражался и своими руками убивал врагов. Отдельные моменты автор описывает так, что порой кажется, будто ты очутился в этой землянке, в этой траншее или в этом доме и видишь и ощущаешь всё сам. Такую историю войны должен знать каждый. «Мой лейтенант» Хранение: ЦГБ, Ф 1, Ф 7.
Юрий Бондарев, еще не закончив обучение в школе, принимал участие в возведении оборонительных укреплений под Смоленском. В 1942 году был отправлен в пехотное училище. Свой первый бой лейтенант Юрий Бондарев принял на Сталинградском фронте. В тяжелейших боях был серьезно ранен, контужен и местами обморожен. После лечения вернулся на фронт, где участвовал в штурме Киева. Во время боя под Житомиром был ранен во второй раз и снова попал в полевой госпиталь. С января 1944 года Юрий Бондарев воевал в Польше и на границе с Чехословакией. В конце 1945 года был уволен с военной службы по ранениям. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.»
Среди произведений Бондарева особое место занимает роман «Горячий снег» (1969), который описывает реальные исторические события декабря 1942 года, когда под Сталинградом развернулось тяжелейшее сражение. Наши солдаты самоотверженно сдерживали удар танковых дивизий немецкой группы армий «Дон», которым было необходимо прочистить дорогу для Паулюса. Произведение в полной мере показывает стойкость и силу духа советских солдат, защищавших родную землю от немецко-фашистских захватчиков. Несмотря на напряжение и трудности, воля к победе у людей лишь нарастает. И неоднократно кажется: вот уже предел человеческих возможностей. Но наши бойцы, измотанные битвами, бессонницей, постоянным напряжением, находят силы, чтобы снова вступать в поединок с фашистами, бежать в атаку, прикрывать и спасать товарищей. «Горячий снег» Хранение: ЦГБ, Ф 1, Ф 7. Использованные источники:
Материал подготовила Лилия Булатова,
Другие материалы по этой теме на нашем сайте: «Этот день мы приближали, как могли»: викторина о писателях-фронтовиках Великой Отечественной | |
|