MENU
Главная » 2022 » Август » 23 » «Чему учат в школе?»: викторина ко Дню знаний
11:10
«Чему учат в школе?»: викторина ко Дню знаний

Заканчивается лето и школьные каникулы. Дети и родители с волнением ждут праздника Дня знаний. Они уже купили новенькую школьную форму, портфель или ранец, множество школьных принадлежностей, получили новые учебники. Эта подготовка проходит с радостным предвкушением начала учебного года. Школьники ждут встречи с одноклассниками, друзьями по школе, учителями. Всегда ли так было? Как выглядела школа в древности, чем пользовались ученики для письма и счёта? Об этом мы и расскажем в этой статье.

Каждый школьник знает, что хорошо учиться необходимо для того, чтобы после школы поступить в высшее учебное заведение, получить престижную профессию, чтобы зарабатывать на безбедную жизнь себе и своей семье. А вот в древние времена мальчики должны были усердно учиться для того, чтобы выжить в своём племени, в суровой дикой природе. Для этого существовала система «начального образования доисторического мальчика». Конечно, в те времена дети не изучали математику, литературу или историю. Но они в совершенстве знали повадки зверей, свойства растений, военное дело. Без этого они не смогли бы жить среди своих соплеменников.

В Древнем Египте образованных людей было мало, но они становились уважаемыми и богатыми членами общества. Труд учеников был долгим и сложным, тогда говорили, что уши мальчика на спине его. За малейшую провинность детей наказывали. Но все эти страдания были оправданы тем, что впереди было богатое и безоблачное будущее. Мальчики писали на старых папирусах, переписывая тексты заострёнными палочками, обмакивая их в цветные чернила. А младшие ученики писали на осколках глиняной посуды. В других странах, например в Месопотамии ученики писали на глиняных табличках, которые можно было использовать несколько раз, исправлять ошибки, стирать и писать заново.

Прабабушки современных тетрадок появились у школьников Древней Греции. Четыре скреплённые между собой глиняные таблички и были первыми тетрадями. На них писали костяной палочкой, которая называлась «стилос» или «стиль». По-гречески слово «тетрадь» означало «четыре». В те времена школьников уже учили литературе, музыке, спорту, пению, математике, письму и чтению. Выпускники школ были хорошо образованы и служили впоследствии на руководящих должностях.

В тёмном Средневековье, когда пресекались всяческие проявления любознательности и творчества, роль учителей взяли на себя священники. Школы располагались при христианских храмах. Преподавали грамоту монахи. В те времена они были самыми образованными людьми. Они должны были уметь читать для того, чтобы на богослужениях читать молитвы, а писать для того, чтобы переписывать церковные книги. Занятия начинались и заканчивались под звон колокола, так появилась традиция школьного звонка. Ученики сидели за небольшими столами с наклонённой столешницей. Это были первые школьные парты. Писали гусиными перьями на листах пергамента. Чтобы подготовить перо к письму, его надо было наточить перочинным ножиком.

Наступили новые времена, изменилось многое в жизни и обществе. Изменилась и школа. Это время называлось эпохой Просвещения, когда печатные книги появлялись в больших количествах по всей Европе и в России. Знания, которые в них содержались, расширяли кругозор людей в разных отраслях: истории, географии, физике, химии, математике, литературе и других науках. Изменилась и система образования. Появились гимназии – школы, в которых учились дети с девяти-десяти лет разным гуманитарным и точным наукам, языкам. Самые первые гимназии возникли в Германии.

В России первые гимназии открылись при покровительстве Михаила Васильевича Ломоносова в Санкт-Петербурге при Академии наук (в 1726 году) и немного позже в Москве при Московском университете. Во многих городах России открывались гимназии для девочек и мальчиков, где в каждом классе занимались от 20 до 30 человек.

Гимназисты носили особую форму. Девочки одевались в коричневое форменное платье с фартуком чёрного и белого цвета (для праздников). В косы заплетали шёлковую ленту. Мальчики носили синие брюки и мундир с высоким воротником, фуражку с серебряным российским гербом. У всех гимназистов за спиной были ранцы, куда складывали книги, тетради и завтраки.

К середине XIX века в России для школьников изменилось очень многое. Например, для письма использовались металлические перья, которые вставлялись в деревянные ручки. Писали чернилами, их наливали в чернильницы-непроливайки, а чтобы лишние чернила не пачкали написанное, применяли промокашки. Учителя  выставляли отметки в особые листы – бальники, вели классные журналы – кондуиты. Вот сколько нового появилось в школьном образовании. Но самым главным в учёбе для младших было научиться красиво и без ошибок писать, и бегло читать. Уроки по письму назывались чистописанием или каллиграфией (красивое письмо по-гречески). Ученики часами старательно выводили буквы карандашом, а затем ручкой. Чтение давалось тоже нелегко. О трудностях учёбы в российской школе XVIII – XIX века и освоения алфавита рассказывалось в материалах «Мудрый наставник и добрый помощник» и «Азбука-наука, а ребятам-мука».

В двадцатом веке российское образование изменилось до неузнаваемости. Ушли в прошлое женские и мужские гимназии, каллиграфия, перьевые ручки, и чернильницы-непроливайки с промокашками. Писать стали шариковыми ручками в тетрадях, алфавит упростили, многое в распорядке школ отменили. Например, физические наказания. Детям стало учиться намного легче и проще. Вошли в обиход ученические дневники и классные журналы, в которые заносились оценки учеников.

 

В двадцать первом веке в школу пришли электронные дневники, учебники, интерактивные доски. Даже уроки теперь проводят онлайн, то есть через Интернет. Ученики добывают знания не в энциклопедиях, а на различных сайтах и порталах. С одной стороны это хорошо развивает техническую грамотность ребят и учителей, но всё-таки нельзя забывать о наших старых и верных друзьях – книгах. Они являются первоисточником всех знаний человечества. Учиться читать и писать в современном обществе также важно, как и компьютерная грамотность.

Предлагаем вам ответить на вопросы викторины. Ответы можно найти в тексте статьи.

 

Использованная литература:

Литвяк, Елена. История школы : про парты, перья и  тетрадки : [ для старшего дошкольного и младшего школьного возраста] / Елена Литвяк  ;  художник  Елена  Поповска . – Москва : Настя и Никита, 2018. – 23, [1]c. : цв. ил.; 27 см. – (Настя и Никита; вып. 168).

Лукьянова, И. В. Парта, фартук, два труда. История школы в России / написала Ирина  Лукьянова; нарисовала Нина Кузьмина. – Москва : РОСМЭН, 2020. – 95, [1] с. : цв. ил.; 26 см.

 

 

В историю школы заглянула
заведующая Центральной детской библиотекой
Канарейко Елена Михайловна

 

Афиши актуальных мероприятий библиотек города смотрите в разделе «Анонсы»

Просмотров: 716 | Добавил: lesgusly | Рейтинг: 5.0/2
МБУК Краеведческий музей Карта сайта
Контакты
Сообщить об ошибке
Вакансии
Мобильная версия сайта

Вверх