Многие из нас наверняка помнят книгу известного советского писателя Бориса Васильева «Завтра была война». Это произведение рассказывает о жизни советских школьников накануне рокового 1941 года.
Да, это были прекрасные предсказания. Жаль только, что посетить фотоателье второй раз нам не пришлось, дедушками стали всего двое, да и бабушек оказалось куда меньше, чем девочек на фотографии 7 «Б». Когда мы однажды пришли на традиционный сбор школы, весь наш класс уместился в одном ряду. Из сорока пяти человек, закончивших когда-то 7 «Б», до седых волос дожило девятнадцать. Выяснив это, мы больше не появлялись на традиционных сборах, где так шумно гремела музыка и так весело встречались те, кто был младше нас. Они громко говорили, пели, смеялись, а нам хотелось молчать...
…Мы и не знали, что за порогом нашего класса дежурила смерть. Мы были молоды, а незнания молодости восполняются верой в собственное бессмертие. Но из всех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо.
Как молоды мы были...»
Васильев, Б. Л. Завтра была война : [роман] / Борис Васильев. – Москва : Эксмо, 2011. – 189, [3] с. ; 21 см.
22 июня 1941 года для всех советских людей стало той роковой датой, которая разделила жизнь на «до» и «после». О Великой Отечественной войне, её этапах, сражениях и героях написаны тысячи книг, учебников, статей и исследований. О том, как жила наша страна накануне войны, известно меньше. О чём писали в газетах, что обсуждали советские люди, о чём говорили, думали?
В статье собраны факты о событиях 1940-го – первой половины 1941-го годов.
За год до…
12 марта 1940 года в Москве представителями правительств Советского Союза и Финляндии был подписан договор о прекращении военных действий. Продлившаяся три с половиной месяца Зимняя (Советско-финская) война была окончена.
11 февраля 1940 года во время советско-финляндской войны Красная Армия начала прорыв «линии Маннергейма» – так называлась система укреплений на Карельском перешейке между Финским заливом и Ладогой, созданная ещё в 1920 – 1930-е годы. После двух – трёхчасовой артподготовки советские войска атаковали линию Маннергейма и к исходу 17 февраля войска 7-й армии наконец прорвали первую полосу обороны. Финны вынуждены были полностью покинуть свой первый рубеж и перейти на второй, а в течение 21 – 28 февраля потеряли и его. Прорывом линии Маннергейма руководил маршал С.К. Тимошенко, возглавивший по приказу И. В. Сталина Северо-Западный фронт.
Второй прорыв линии Маннергейма завершился тем, что, невзирая на отчаянное сопротивление финнов, 12 марта Красная Армия вошла в Выборг. Так закончилась Советско-финская война. В результате СССР добился того, что страна полностью завладела акваторией Ладожского озера, а также частью финской территории площадью в 40 тысяч квадратных километров.
Первый и единственный воздушный таран Советско-финской войны был совершен старшим лейтенантом Яковом Михиным, выпускником 2-й Борисоглебской военной авиационной школы летчиков имени Чкалова. Это произошло 29 февраля 1940 года после полудня. 24 советских самолета И-16 и И-15 атаковали финский аэродром Руоколахти.
Чтобы отразить атаку, с аэродрома в воздух поднялись 15 истребителей. Завязался жестокий бой. Командир звена Яков Михин в лобовой атаке крылом самолета ударил по килю «фоккера» знаменитого финского аса лейтенанта Тату Гуганантти. От удара киль отломился. «Фоккер» рухнул на землю, пилот погиб.
Яков Михин с обломанной плоскостью сумел дотянуть до аэродрома и благополучно посадил своего «ишачка». Михин прошел всю Великую Отечественную войну, а после продолжил служить в ВВС.
17 марта 1940 года завершились испытания будущего танка Победы Т-34. 31 марта 1940 года, не дожидаясь конструктивной доводки и устранения недоработок, было принято постановление о постановке Т-34 в серийное производство на Харьковском паровозостроительном заводе № 183 им. Коминтерна.
В самое трудное время пуска в серию своего детища коллектив конструкторского бюро понес тяжелую утрату: в результате болезни скончался главный конструктор М.И. Кошкин. Его место занял А.А. Морозов.
В начале июня 1940 года И.В. Сталин и В.М. Молотов подписали Постановление Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета партии ВКП(б) «О производстве танков Т-34 в 1940 году». Этот документ вышел под грифами «Совершенно секретно» и «Особой важности». В нём говорилось:
«Придавая особо важное значение оснащению Красной Армии танками Т-34, Совет Народных Комиссаров Союза ССР и ЦК ВКП(б) постановляют:
1. Обязать народного комиссара среднего машиностроения тов. Лихачева И. А.:
а) изготовить в 1940 году – 600 танков Т-34, из них: на заводе № 183 (им. Коминтерна) –500 шт. на Сталинградском Тракторном – 100 шт.,
б) обеспечить полностью программу 1941 г. по выпуску танков Т-34 дизелями, для чего увеличить выпуск моторов Б-2 на заводе № 75 и изготовить до конца 1940 года 2000 шт.»
Также в Постановлении указывалось: «Предупредить руководителей предприятий, выполняющих заказы для танка Т-34, что они персонально отвечают за их исполнение как по качеству, так и в срок».
В сентябре 1940 года первые серийные танки Т-34 стали поступать в боевые части Красной Армии.
23 марта 1940 года состоялся первый полёт советского истребителя И-301 конструкторов С.А. Лавочкина, В. П. Горбунова и М.И. Гудкова – знаменитого цельнодеревянного ЛаГГ-3. Это был один из трех истребителей нового поколения, которые приняли на вооружение накануне Великой Отечественной войны. Наряду с самолётами Як-1 и МиГ-3, о нём говорили и писали: «новый».
Работы по созданию самолёта начались на рубеже 1938 – 1939 годов. Владимир Петрович Горбунов предложил Семену Алексеевичу Лавочкину разработать проект современного истребителя. Они сошлись во мнении, что надо выходить с предложением о постройке самолета цельнодеревянной конструкции. В Советском Союзе не было проблем с древесиной, а значит, выпуск деталей самолета можно организовать на существующей производственной базе. После представления проекта истребителя наркому М.М. Кагановичу к конструкторам присоединился третий сотрудник комиссариата авиационной промышленности – Михаил Иванович Гудков.
Изначально проект велся с литерой «И», поэтому обозначение у истребителя было И-22. Позже его сменили на И-301 в честь номера завода, на котором и велось все проектирование. Завод находился в Московской области, в Химках.
В конце апреля 1940 года самолет начали готовить к первомайскому воздушному параду над Красной площадью. Отполированный «рояль» вишневого цвета (за превосходную внешнюю отделку И-301 «роялем» прозвали механики) эффектно продемонстрировал 1 мая лётчик-испытатель А.И. Никашин. Заводские испытания закончили 12 апреля и вскоре машину предъявили на государственные испытания, которые проводились в НИИ ВВС с 15 по 27 июня 1940 года.
10 октября 1940 года было принято решение запустить истребитель И-301 в массовое производство под обозначением ЛаГГ-3 на нескольких заводах. В марте 1941 года конструкторы Лавочкин, Горбунов и Гудков были удостоены Сталинской премии 1-й степени.
10 мая 1940 года были завершены испытания самолета ВИ-100, более известного как пикирующий бомбардировщик Пе-2.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 стал одним из самых легендарных самолетов Великой Отечественной войны под прозвищем «Пешка». Это был самый массово выпускавшийся бомбардировщик ВВС Красной Армии периода 1940 – 1945 годов: к 22 июня 1941 года было выпущено 490, а всего за время войны – 11430 машин различных модификаций.
В августе 1938 года в ОКБ-29 при авиазаводе № 156 в бригаде опального конструктора Владимира Михайловича Петлякова (за несколько месяцев до этого он был арестован по обвинению во вредительской деятельности) началось проектирование высотного истребителя «100» (СТО, ВИ-100) для борьбы с высотными же бомбардировщиками. Осенью 1939 года был изготовлен первый самолёт. 22 декабря 1939 г. лётчик-испытатель П.М. Стефановский впервые поднял его в небо.
Самолет получился новаторским и отвечал самым высоким требованиям, однако в серию так и не пошел. Поскольку массового строительства высотных бомбардировщиков у «потенциальных противников» не наблюдалось, было принято решение переделать высотный истребитель в пикирующий бомбардировщик с экипажем из трёх человек.
Так ВИ-100 превратился в ПБ-100.
23 июня 1940 г. было принято решение о запуске самолёта в серийное производство на заводах № 22 и № 39 в Москве. 18 ноября 1940 года совершил первый полет серийный самолет. В декабре 1940 года машина получила официальное обозначение: пикирующий бомбардировщик Пе-2, а конструктор был представлен к получению Сталинской премии.
Весной 1941 года серийные Пе-2 начали поступать в строевые части Красной Армии.
26 июня 1940 года в связи с напряжённой международной обстановкой
Указом Президиума Верховного Совета СССР в стране были введены 8-часовой рабочий день, 7-дневная рабочая неделя (шесть рабочих и один выходной) и уголовная ответственность за опоздание на работу более 21 минуты.
Основные положения Указа были такими:
1. Увеличивалась продолжительность рабочего дня рабочих и служащих во всех предприятиях и учреждениях.
2. Все предприятия и учреждения переводились на шестидневную рабочую неделю, считая седьмой день недели – воскресенье – днём отдыха.
3. Запрещался самовольный переход работника с одного предприятия на другое или из одного учреждения в другое.
4. Рабочие и служащие за нарушение трудовой дисциплины предаются суду и подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев.
К судебной ответственности также привлекались работники за прогул без уважительной причины, директора предприятий и руководители учреждений, допустившие нарушения трудовой дисциплины в организации.
В это время в Германии
30 июня 1940 года Адольф Гитлер дал поручение немецкому военному командованию «проанализировать возможности и перспективы военной кампании против Советского Союза».
К 1940-му году дела у Гитлера складывались как нельзя лучше. Позади осталась политическая борьба с оппонентами. Власть была полностью сосредоточена в его руках, осуществлялись планы по захвату Европы. Однако Гитлер понимал, что для господства над завоёванными странами ему нужны сельскохозяйственные и промышленные ресурсы. Немецкая экономика работала с полной отдачей, и выжать из неё ещё что-то было нереально. Пришла пора начинать новую главу немецкой истории…
5 июля 1940 года вышел приказ Наркомата обороны СССР № 187, согласно которому в Красной Армии и милиции были введены шапки-ушанки. До этого красноармейцы щеголяли в легендарных шлемах-буденовках. Однако Советско-финская война показала абсолютную непригодность этого головного убора при зимних морозах. Узнав, что красноармейцы замерзают в Карельских лесах, предприятия Ленинграда экстренно начали обеспечивать бойцов ушанками – в части они попадали с формулировкой «для опытных испытаний».
В декабре 1941 года одетые в ушанки бойцы РККА разгромили под Москвой немецкие части, замерзавшие в пилотках, кепи и шерстяных подшлемниках.
10 июля 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Выпуск некачественной продукции отныне приравнивался к вредительству.
В это время в Германии
21 июля 1940 года Главнокомандующий сухопутными войсками генерал-фельдмаршал Вальтер фон Браухич получил приказ Адольфа Гитлера начать разработку детального плана войны на востоке.
Эта стадия разработки замысла вторжения в Советский Союз завершилась 31 июля 1940 г. В этот день в Бергхофе состоялось совещание руководящего состава вооруженных сил фашистской Германии, на котором были уточнены цели и замысел войны, намечены ее сроки. Выступая на совещании, Гитлер обосновывал необходимость разгрома Советского Союза стремлением завоевать господство в Европе.
«В соответствии с этим... – заявил он, –
Россия должна быть ликвидирована. Срок – весна 1941 года».
Фашистское военное руководство рассматривало этот срок нападения на СССР как наиболее благоприятный, рассчитывая, что к весне 1941 года Советские Вооруженные Силы не успеют закончить реорганизацию и не будут готовы отразить вторжение. Продолжительность войны определялась в несколько недель. Завершить ее намечалось к осени 1941 года.
Общий стратегический план войны против СССР Гитлер сформулировал так: «Операция распадается на: 1-й удар: Киев, выход на Днепр; авиация разрушает переправы. 2-й удар: через Прибалтийские государства на Москву; в дальнейшем двухсторонний удар – с севера и юга; позже – частная операция по овладению Баку».
22 июля 1940 года было опубликовано Постановление Совета Народных Комиссров СССР «Об организации специальных военно-морских средних школ». Спецшколы открылись в Москве, Ленинграде, Баку, Горьком, Владивостоке, Киеве, Одессе. Целью их создания было формирование резерва для комплектования высших военно-морских учебных заведений. Принимались учащиеся старших классов без экзаменов, приглашались учащиеся с отличной и хорошей успеваемостью. Желающих учиться было много, но пройти отбор могли только лучшие. Выпускники таких школ получали среднее образование и право на поступление без экзаменов в одно из высших военно-морских училищ страны.
В начале августа 1940 года состоялась VII сессия Верховного Совета СССР, в ходе которой в состав Советского Союза вошли прибалтийские республики: Литва (Литовская ССР), Латвия (Латвийская ССР) и Эстония (Эстонская ССР). Также на сессии был принят Закон об образовании союзной Молдавской ССР.
В период с 5 августа по 17 октября 1940 года экипаж подводной лодки «Щ-423» под командованием капитана 3-го ранга Зайдулина Измаила Матигулловича впервые в мировой истории совершил переход за одну навигацию по Северному морскому пути с запада на восток (из Полярного во Владивосток).
Мысль переправить во Владивосток подводную лодку с Севера возникла за несколько лет до этого, сразу после прохождения по Северному морскому пути двух военных кораблей – эскадренных миноносцев «Сталин» и «Войков» в 1936 году. На Тихом океане СССР не имел большого флота, тогда как военно-морские силы Японии по праву считались одними из самых сильных в мире. Возможность быстро и незаметно перебросить к дальневосточным берегам подводные лодки могла серьёзно изменить баланс сил и удержать Японию от враждебных действий.
Задачу по подготовке субмарины к небывалому походу поручили морскому инженеру Андрею Дубравину, специалисту по ледоколам. Он предложил «одеть» корпус лодки в специальную «шубу» – обшивку из двух слоёв дерева толщиной 20 сантиметров, прикрытых сверху металлическими листами. При этом лодка сохраняла возможность погружения и подводного хода.
Изначально переход был запланирован на лето 1938 года. Но в 1937 году выдалась очень сложная навигация, льда было слишком много, и в Арктике вмёрзло и застряло на всю зиму свыше 20 кораблей, один из них — пароход «Рабочий» — был раздавлен льдами и затонул. Подводной лодкой решили не рисковать, отложив плавание на год для лучшей подготовки. Но лето 1939 года, накануне Второй мировой войны, выдалось слишком тревожным. Все лодки оставили на Балтике и Баренцевом море на случай возможных боевых действий. И только в 1940 году приняли решение рискнуть и попытаться провести лодку через 5 тысяч километров северных морей.
17 октября 1940 года в 7 час. 59 мин. «Щ-423» подошла к пирсу подводных лодок Тихоокеанского флота в бухте Золотой Рог Владивостока, пройдя за 73 суток (из них 56 ходовых) 7227 миль (из них 682 – во льдах) через два океана и восемь морей. Задание Родины было выполнено с честью.
Командование Тихоокеанского флота поздравило экипаж с завершением этого исторического плавания. Народный комиссар ВМФ объявил всему экипажу «Щ-423» благодарность и наградил участников похода знаком «Отличник РК ВМФ». На плавбазе «Саратов» состоялся вечер, посвященный этому героическому переходу. 7 ноября 1940 года И.М. Зайдулину было присвоено звание капитана 2-го ранга. Подводная лодка «Щ-423» после докового осмотра, смены винтов и снятия ледовой защиты уже через три недели вышла в море на боевую подготовку. В 1942 г. ее переименовали в «Щ-139».
«...Считаю, что проводка подводных лодок типа «С» и «К» вполне возможна Северным морским путем. Если же вести сразу соединение (3-4 объекта), то необходимо иметь ледоколов не менее двух, кои должны заниматься исключительно проводкой военных объектов. Иначе по времени не уложиться и будет опасность зазимовать». Это один из выводов, который в своем итоговом донесении по переходу Северным морским путем подводной лодки «Щ-423» сделал ее командир капитан 2 ранга И.М. Зайдулин.
В это время в Германии. План «Фриц»
5 августа 1940 года главному командованию сухопутных войск Германии был представлен первый вариант плана войны против СССР. Его подготовил генерал вермахта Эрих Маркс. Для разгрома Красной Армии и победоносного завершения войны отводилось 9 недель, при самом неблагоприятном варианте – 17 недель. В основу плана Маркса была положена идея «молниеносной войны».
6 августа 1940 года в СССР был арестован ученый, генетик и растениевод Николай Иванович Вавилов. Гонения на Вавилова начались за несколько лет до этого. В 1938-м году учёного сняли с должности президента Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ), где его место занял Трофим Лысенко. С 1939-го года новый президент, заручившись поддержкой Сталина, начал разгром генетики, которую причислили к буржуазной лженауке.
12 августа 1940 года вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об укреплении единоначалия в Красной Армии и Военно-Морском Флоте». Этим Указом в соединениях и частях армии и флота вводился институт заместителей командиров (начальников) по политической части. Военным Советам всех округов предписывалось «осуществлять повседневный живой контроль за политической работой в корпусах, дивизиях, бригадах».
5 сентября 1940 года газета «Пионерская правда» начала печатать повесть Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Это книга, которая породила тимуровское движение и сам тип тимуровца – ребёнка или подростка, всегда готового прийти на помощь.
За несколько месяцев
22 сентября 1940 года было заключено германо-финское военное соглашение об участии Финляндии в войне против СССР.
18 декабря 1940 года Гитлер подписал директиву № 21, больше известную как план «Барбаросса».
План «Барбаросса» – условное название плана войны Третьего Рейха против СССР. План получил название по имени императора Священной Римской империи Фридриха I Барбароссы.
Суть одобренного плана, окончательно разработанного под руководством генерала Ф. Паулюса, заключался в молниеносном прорыве через советскую границу, быстром разгроме основных вооружённых сил и оттеснении деморализованного остатка подальше от стратегически важных для обороны точек. Гитлер лично выбрал кодовое название плана, конечной задачей которого был полный разгром Советского Союза за одну кратковременную кампанию. На всю операцию отводилось два, максимум – три месяца. «Специальные указания» по этому плану определяли систему жесточайшего террора на оккупированной территории и политического управления на ней во главе с рейхсфюрером СС Г. Гиммлером.
21 декабря 1940 года на вооружение Красной Армии был принят «пистолет-пулемет системы Шпагина» – легендарный ППШ. В годы Великой Отечественной войны он стал самым массовым и известным пистолетом-пулеметом в СССР. Солдаты ласково называли его «папашей». Производство первоначально предполагалось наладить на заводе скобяных изделий в Загорске, так как ни Тула, ни Ижевск не имели необходимого мощного прессового оборудования. До осени 1941 года было выпущено около 3 тысяч ППШ, которые впоследствии попали на фронт.
16 марта 1941 года было опубликовано первое в истории Постановление Совета Народных Комиссаров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы». Из этого документа страна узнала о появлении первых 162 лауреатов премии.
Сталинская премия вручалась, как правило, раз в год – в день рождения И.В. Сталина, 21 декабря (в 1940 году Комитет по премии по объективным причинам не успел представить данные в Совет народных комиссаров). Премия 1-й степени – 100 000 рублей, 2-й степени – пятьдесят тысяч, 3-й степени – двадцать пять тысяч. Деньги на премии брались из гонораров Сталина за издания его трудов, в том числе за рубежом. Размер премии в рублях и количество лауреатов много раз менялись, всегда в сторону увеличения. У премии существовал свой нагрудный знак, присваивалось почетное звание.
В списке самых первых лауреатов Сталинской премии были хирург Николай Бурденко, физик Петр Капица, кораблестроитель Алексей Крылов, агроном Трофим Лысенко, геолог Владимир Обручев, авиаконструкторы Сергей Ильюшин и Александр Яковлев и многие другие.
В это время в Германии
30 марта 1941 года Гитлер произнес более чем двухчасовую речь перед немецкой военной элитой. Фюрер ставил подчиненным политические задачи на грядущую войну. Он подчеркнул, что война против Советского Союза будет отличаться от войны на Западе, что это будет война на уничтожение.
«Эта война будет резко отличаться от войны на Западе. На востоке жестокость – это благо для нашего будущего. От командиров требуется жертва – преодолеть все сомнения», – из дневника начальника Генерального штаба сухопутных войск Германии генерала Франца Гальдера.
До нападения на СССР оставалось меньше 3 месяцев.
За несколько дней
После аномально холодной зимы 1940–1941 гг. в Москву пришло довольно теплое лето. В Парке имени Горького работают аттракционы, на стадионе «Динамо» проходят футбольные матчи. Киностудия «Мосфильм» готовит главную премьеру лета 1941 года – здесь только что завершили монтаж лирической комедии «Сердца четырех», которая выйдет на экраны только в 1945 году. В главной роли любимица Иосифа Сталина и всех советских кинозрителей актриса Валентина Серова.
17 июня 1941 года отдан приказ верховного главнокомандования вооружённых сил Германии начать осуществление плана «Барбаросса» с утра 22 июня.
21 июня 1941 года на вооружение Красной Армии была принята многозарядная реактивная пусковая установка БМ-13, получившая позже народное имя «Катюша».
БМ-13, созданная в НИИ-3 под руководством А. Г. Костикова, стала одной из первых в мире современных систем залпового огня. Она предназначалась для уничтожения массированными залпами скопления живой силы и техники противника на большой площади.
17 июня 1941 года Костиков продемонстрировал членам Политбюро, правительства страны и руководства Министерства обороны СССР работу установки залпового огня (УЗО), базировавшейся на автомобиле. За день до начала войны Сталин принял решение о развертывании серийного производства реактивных снарядов М-13 и пусковой установки БМ-13 и о начале формирования соответствующих войсковых частей. Уже 14 июля 1941 года секретное советское оружие приняло боевое крещение под Оршей под командованием капитана И.А. Флерова.
В августе 1941 г. установка БМ-13 получила народное прозвище «Катюша». Существует несколько версий происхождения такого названия:
- первые установки производились на воронежском заводе им. Коминтерна и московском «Компрессоре» – начальная буква навеяла лирический образ;
- на полигонных испытаниях установки называли «КАТ» – сокращение от «Костиковские автоматические термические», этот термин получил широкое распространение;
- боевую машину назвали по любимой многими песне композитора М. Блантера;
- неизвестный солдат написал на установке имя любимой девушки.
Как бы то ни было, «Катюша» и оружие Победы стали неразделимы.
Камчатка к началу Великой Отечественной войны
До Великой Отечественной войны на Камчатке проживало 110 тысяч человек. 27 февраля 1941 года в жизни полуострова произошло большое событие: вступила в строй прямая радиотелефонная линия Москва – Камчатка протяженностью 6 789 км.
Новая линия стала самой длинной радиотелефонной линией Советского Союза.
Почта на Камчатку шла по железной дороге до Владивостока не менее двух недель. Затем – переход по морю. Новая радиотелефонная линия позволяла установить связь с Камчаткой всего за несколько минут.
Тем не менее, до камчатской глубинки новость о начале войны шла почти неделю. Радио было не везде. Потребовалось несколько дней, чтобы донести эту информацию до маленьких селений, удаленных рыбокомбинатов, кочевий. На западном побережье получили сообщение о войне 23 – 24 июня. На севере – 26 – 27 июня.
Лето всегда было самой горячей порой для Камчатки. В июне 1941 года на полуострове разворачивалась путина. Рыбокомбинаты акционерного Камчатского общества приступили к выполнению годовых планов. Шёл завоз основных грузов, велось строительство. Колхозы Камчатки, осуществив сев, вели борьбу за будущий урожай. Камчатка привычно встала на рыбную трудовую вахту, но выполнять производственные планы пришлось в совершенно других условиях…
Источники:
- Кто был кто в Великой Отечественной войне 1941– 1945 : люди : события : факты : справочник / ред. О. А. Ржевский. – Москва : Республика, 2000. – 432 с. : ил. ; 27 см.
- Оружие и военная техника, изменившие ход Великой Отечественной войны / О. В. Дорошкевич [и др.]. – Москва : АСТ, 2015. – 255, [1] с. : цв. ил. ; 27 см. – (Военная энциклопедия).
- Ильина, В. Как Камчатка переживала начало войны? // Камчатский край. – 2014. – № 26. – с. 3.
- Волынец, А. Через льды во Владивосток : героизм и трусость на подводной лодке, первой одолевшей Северный морской путь // ТАСС Дальний Восток : [официальный сайт]. – дата обращения 20.06.2021 г.
- Памятные даты: 1940 год // Великая страна СССР : [официальный сайт]. – дата обращения 15.06.2021 г.
- Самолет ЛаГГ-3: описание, технические характеристики, история создания, фото // Военный обзор : Всё об оружии и технике : [официальный сайт]. – дата обращения 18.06.2021 г.
Также читайте на нашем сайте:
Год памяти и славы
Пионеры Камчатки в годы Великой Отечественной войны
«Вставай, страна огромная!» Я помню…
«Самый страшный день июня»
«О войне рассказывают книги»: рекомендации от библиотекарей